С начала вторжения США в Ирак российско-американские отношения переживают известный спад. Кремль был в числе наиболее активных критиков политики Вашингтона и это не прошло там незамеченным. Но непоправимого урона отношениям не нанесло, их Белый дом решил действовать по формуле: "Наказать Францию, проигнорировать Германию, простить Россию".
Парадоксально, но та же ситуация в Ираке и вокруг него сейчас способна сработать на российско-американское сближение. События, происшедшие уже после падения Багдада, сильно изменили и Америку, и характер мышления ее руководителей.
Война в Ираке стала пиком американской политики "односторонности", исходным пунктом которого была уверенность в способности Соединенных Штатов и в желательности для них в одиночку и силовыми средствами решать любую международную проблему. Как мы и предполагали, США легче было выиграть войну, чем мир. В Ираке американцы попали в такую ситуацию, когда даже очень большие воинские контингенты не способны ничего контролировать, а агрессивность внутреннего сопротивления и исламистских группировок только нарастает. На этом фоне даже наша чеченская эпопея не кажется столь безнадежной. Эйфория от свержения Саддама Хусейна сменилась в США растущим разочарованием, что уже имело серьезные политические последствия. Упала популярность самого Джорджа Буша. Помните, после трагедии 11 сентября 2001 года его рейтинг резко подскочил вверх - чуть ли не до 80 процентов. Так вот, на прошлой неделе произошло символическое событие - популярность Буша опустилась ниже той самой отметки, на которой она была до 11 сентября. И это - в начале президентских выборов. Все серьезные американские эксперты сходятся в том, что в их Белом доме на глазах проседает влияние неоконсервативных идеологов "односторонности" во главе с вице-президентом Ричардом Чейни и министром обороны Дональдом Рамсфелдом. И, напротив, растут акции тех политиков - как госсекретарь Коллин Пауэлл или помощник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс - которые отдают предпочтение действиям многосторонним - с задействованием союзников и партнеров США, международных институтов.
Не случайно, что Вашингтон, махнувший было рукой на ООН после того, как ее Совет Безопасности не санкционировал использование военной силы против Саддама, сам сейчас просит принятия новой резолюции, предусматривающей введение в Ирак ооновских голубых касок. Зачем - понятно. Американцы хотят разложить бремя ответственности в том числе на те страны, которые иракцы воспринимают как дружественные. Но без санкции ООН даже многие близкие союзники США в иракские дела влезать не желают. Предложения об участии в постсаддамовском урегулировании поступают и к нам, тем более что без России как члена Совбеза ООН никакой новой резолюции быть не может. При этом, судя по имеющейся информации, США уже готовы учитывать наши экономические интересы в Ираке чуть ли не больше, чем это делало правительство свергнутого диктатора.
Встает вопрос: а нужно ли это нам? Конечно, проще всего послать американцев куда подальше: мол, сами вляпались - сами и расхлебывайте. Тем более что некоторые наши комментаторы уверены, будто России даже выгодно, чтобы США надолго "увязли" в Ираке.
Полагаю, подобная логика нам не приемлема. Во-первых, она не позволяет реализовать никакие из наших экономических интересов в Ираке, а у нас только нефтяных контрактов там - на десятки миллиардов долларов. Во-вторых, без совместных усилий мирового сообщества ситуация в Ираке действительно может надолго дестабилизироваться, что чревато экспортом нестабильности в сопредельные регионы (к коим относится и Россия), выбросами исламского экстремизма. Можно утешать себя мыслью, что "дьяволом N1" и главной целью мусульманских террористов выступает Америка. Но не стоит забывать, кто взрывает людей и дома в Москве, Чечне, Ингушетии, на Ставрополье, Кубани - те самые террористы. И кто является "дьяволом N2" - Россия. В-третьих, не сотрудничая по Ираку, мы не можем рассчитывать на конструктивное взаимодействие с США - самой значимой страной мира - и по другим вопросам, поскольку темы важней иракской в эти дни для американцев нет и в ближайшее время не предвидится.
Полагаю, России следует поддержать новую резолюцию СБ ООН и, может быть, даже принять участие в операции голубых касок. Я не знаю, что наши миротворцы делали в Боснии, но легко могу представить, чем они занимаются, скажем, в районе нефтяного месторождения Курна-2.
У нас с США сейчас все больше увеличивается зона совпадающих интересов, а значит и возможности для выработки позитивной повестки дня. Эта зона включает не только Ирак. Ни Россия, ни США не заинтересованы в распространении оружия массового поражения, в превращении Северной Кореи или Ирана в ядерные державы, что привело бы к гонке вооружений в Азии с высокой вероятностью применения атомного оружия. И Россия, и США заинтересованы в успехе плана "дорожная карта" на Ближнем Востоке. Обеим странам жизненно важно положить предел распространению международного терроризма. Хорошие перспективы у нашего энергетического сотрудничества с Америкой, которая все более озабочена поиском нефти в более спокойных регионах, нежели арабский Восток. И это еще далеко не все.
Вообще я жду от саммита постановки вопроса о двусторонних отношениях по-крупному: от взаимных упреков и претензий к выработке идеологии стратегического партнерства. Убежден, Россия и Соединенные Штаты, действующие в согласии, - лучшая основа для стабильного и успешного развития нашей страны и всего мира в XXI веке.