Главная Культура 00:05 20 Июля 2018 4652
«Семья - это место, где мы абсолютно обнажены...»

Андрей Звягинцев с заметками на полях своих фильмов

Нина Катаева
Андрей Звягинцев. Фото: globallookpress.com

Андрей Звягинцев — вот уже 15 лет это имя притягивает к себе внимание зрителей и кинематографического сообщества. Ворвавшись на киноолимп в 2003 году, вне всяких канонов — никому не известный дебютант, не имеющий режиссерского образования, получает на Венецианском фестивале двух «Золотых львов» за фильм «Возвращение» — и с тех пор ни разу не спускается с пьедестала почета, получая призы Каннского фестиваля за последующие четыре картины: «Изгнание» 2007 года (лучшая мужская роль, сыгранная Константином Лавроненко), «Елену» 2011-го (специальный приз жюри «Особого взгляда»), «Левиафана» 2014-го (за лучший сценарий), «Нелюбовь» 2017-го (приз жюри). В чем секрет такого успеха?

Его приоткрыл сам режиссер на творческой встрече в киноклубе «Эльдар», а также на ретро-показе фильмов «Возвращение» и «Изгнание» в кинотеатре «Октябрь».

Отрывки из этих фильмов были показаны и на встрече режиссера со зрителями в киноклубе «Эльдар». Зал был полон, записки, словно голуби, летели на сцену, ведущая Ольга Галицкая дифференцировала их, и на самые жгучие вопросы режиссер отвечал немедленно. Например, противостояние мира детей и взрослых в «Возвращении» прокомментировал так: «Семья — это место, где мы абсолютно обнажены, где совершаются самые главные битвы, если проводить параллель с христианской символикой: сердце — тополе, где добро борется со злом. Вот почему в Каннах я говорил, что мы не должны заниматься политической оценкой картин, нужно отмечать те моменты, где автор разбирает на крупицы человеческую душу». Напомним, что в «Возвращении» рассказывается о двух мальчишках, к которым неожиданно возвращается отец. Странный чужак переворачивает их жизнь, вырывая из привычного существования, и привозит подростков на заброшенный остров.

«Что касается «Изгнания» (фильм о сложных отношениях между мужем и женой, в которых так много непонимания, что зритель начинает сомневаться, а была ли любовь. — Ред.),— продолжил Звягинцев, — особо хотел бы сказать о шведской актрисе Марии Бонневи, сыгравшей Веру. В нее влюблялись все на съемочной площадке — и ассистенты, и ассистентки. Пространство, в которое она входила, освещалось светом, своим лучистым веществом она абсолютно заполняла его. Ее Вера — иная, она словно познала тайну мироздания. Мы условились, что играть она будет на русском, а потом мы ее дублируем, тем более что голос Елены Лядовой замечательно совпадает с ее внешностью. На пробах взяли сложнейшую финальную сцену — с пятиминутным монологом, со слезами взахлеб, со всем этим эмоциональным составом — сделай-ка такое на чужом языке... Сняли три дубля без суфлера — один другого лучше, это поразило всех.

Уверен, сработало то, что перед съемками я напугал Марию. Рассказал ей байку, как Сергей Юрский ставил спектакль в Японии. На первой же встрече с труппой он спросил героиню — «Вы играете на фортепиано?» — «Нет». — «Как же быть, героиня должна сыграть этюд Шопена... Впрочем, пустяки, включим за сценой фонограмму, не волнуйтесь». Но когда через три месяца он приехал ставить спектакль, эта девушка в первый же день села за рояль и сыграла ему Шопена. Рассказав это, я связал Марию ответственностью. И она — умница — сделала все замечательно».

Подмосковная Елена и псковский Левиафан

«Когда критики заговорили о теме социального неравенства в «Елене», акцентируя внимание на библейской фразе «И последние станут первыми», я с ними спорил. Мы собирались говорить в картине о другом — о том, как человек с легкостью превращается в монстра даже без особых видимых причин. Помню, довелось мне в то время со сценарием в руке стоять у табло с бегущей строкой в аэропорту. Читаю новость — «Предпринимательница из Подмосковья заказала своего мужа за 40 тыс. рублей». Думаю — «Вот тебе и Елена». Как такое случается с нами, наследниками Достоевского и Толстого, «народом-богоносцем», «душой всего мира»?! Что это — изменение человеческого вида на территории, которая казалась носителем духовности? Благодаря чему?.. Мое мнение — Золотому тельцу».

«Поразительно, но то же самое случилось с «Левиафаном». Во Пскове этой картины не было в прокате, а когда мы с ней туда приехали, меня спросили — «А вы читали о «псковском Левиафане»? Невероятные параллели преподносит жизнь, можете посмотреть в интернете — оказывается, там в реальности произошла совершенно такая история. Мы не знали о ней, когда делали фильм. Но, значит, углядели в жизни какие-то приметы и явления, которые в нашем воображении превратились в художественный образ. Не пошли против правды ни в одной фигуре, ни в одном сюжетном повороте, ни одна реплика не брошена просто так, все взвешено и промыслено. И всему задан вопрос — «Я свидетельствую правду или совершаю подгон?» Мой ответ — «Свидетельствую правду».

«Нелюбовь» — абсолютный вымысел, мы долгое время мечтали о ремейке бергмановского фильма «Сцены из супружеской жизни» — не случилось. А однажды Олег Негин, мой друг и соратник, наткнулся на статью о поисковом отряде «Лиза Алерт». История создания этого движения в 2010 году Гришей Сергеевым потрясает. Он участвовал в поисках маленькой девочки, тело которой нашли на шестой день. И когда патологоанатом сделал заключение, он был угнетен мыслью о том, что им не хватило всего нескольких часов, чтобы обнаружить ее живой. Он создал движение, которое разрослось по стране, год назад отряды действовали в 25 регионах. Волонтеры не вступают ни в какие отношения с государством, они совершенно независимы. Ничего не получают за работу, просто отдают свое время на алтарь чужой беды. Вдумайтесь в цифры: в 2016 году в стране пропало 6150 человек, родственники которых дошли до «Лизы Алерт», из них 89 процентов людей найдены живыми. Тема гражданской инициативы снизу, когда общество само спасает себя в стране, которой наплевать на людей, нас очень волновала, и хотелось ее отразить».

«Мизансцена «Член жюри Канн» — не для меня»

На встрече в «Эльдаре» зрителей, конечно, интересовало, как работалось Звягинцеву в жюри 71-го Каннского фестиваля, как там смотрелось русское кино и каким в целом было отношение к России. Андрей — прекрасный рассказчик, и буквально через несколько фраз зал в «Эльдаре» ощутил себя словно на Лазурном берегу, где в знаменитом «Люмьере» проходили кинопоказы, и конкурсные картины смотрело жюри под руководством австралийской актрисы Кейт Бланш.

Знатоки предупредили Андрея, что участие в работе каннского жюри считается «жизненным достижением», то есть выступить в этой роли судьба предложит вам лишь раз в жизни. Арт-директор Тьерри Фремо так формирует жюри, что ни один из участников не пересекается в интересах с картинами конкурса, членам коллегии запрещено общаться с участниками съемочных групп и рассказывать кому-либо о том, как проходили дискуссии. Нарушители, конечно, бывают, как, например, Паоло Соррентино в прошлом году, но когда арт-директору напомнили об этом, он руками развел: «Ну что вы хотите, это итальянцы!» Сам Андрей не заглядывал даже в ежедневный киножурнал, который ему доставляли в номер.

«Оценить21 картину со всего мира, конечно, большая ответственность, — признался Звягинцев, —ведь от твоего решения, возможно, будет зависеть чья-то судьба. Не могу сказать, что полностью удовлетворен этой работой: были фильмы, которые заслуживали большего и должны были попасть в семерку премированных. Но уложить все симпатии в это прокрустово ложе сложно, и часто я с удивлением слышал высокую оценку фильма, который, на мой взгляд, этого не заслуживал, или наоборот.

Сами понимаете, что такое европейский менталитет и лояльность американцев и австралийцев: если им что-то не нравится, непременно найдут, что показалось интересным. А в целом получается какая-то «вата», нет ощущения ясности, с большим событием в мире искусства имеем дело или с тем, что может остаться за бортом. В очередной раз убедился, что вердикт жюри — просто набор мнений, и, если пригласить других экспертов, решения по этим же самым картинам наверняка будут другие».

Звягинцев эмоционально высказался о конкурсном фильме «Лето» Кирилла Серебренникова, который с тех пор успел пройти в нашем прокате. «Это удивительно тонко сделанная вещь, мощный шаг вперед для самого Кирилла, — сказал Андрей, — и я совершенно обескуражен тем, как была встречена картина жюри, несмотря на восторженную французскую прессу. Не помог даже мой получасовой рассказ о железном занавесе в Союзе. И поверьте, у меня теперь нет никакого желания попадать второй раз в мизансцену под названием «жюри Канн»: незавидна участь того, кто, отдав весь жар своей души защите фильма, видит, что все напрасно. В очередной раз позавидовал обычному зрителю, которому не надо согласовывать ни с кем свое мнение».

«Мои университеты — Музей кино»

Широк был спектр интересов авторов записок в «Эльдаре», удалось и мне задать свой вопрос— где постигал Андрей искусство режиссуры?

— В Музее кино, который открылся в конце 80-х, — был ответ. — Там имелось множество кинозалов, и Наум Клейман ежедневно показывал великие фильмы мира. Учась в ГИТИСе, ходил туда ежедневно. Эти походы и стали моими университетами. Главной встречей называю великий фильм Антониони «Приключение». Он открыл мне, что такое кино и какими возможностями диалога с аудиторией оно обладает.

— Тяжело было работать с актером Андреем Смирновым в «Елене»?

— Ну, вообще-то я его боялся — маститый, с сокрушительным нравом, если что не понравится — за словом в карман не полезет. Но он сразу сказал: «Я актер, вы режиссер, вы мне говорите, я делаю». Правда, на одной из первых съемок Надежда Маркина ошиблась, он — кулаком по столу: «Не тот текст!» И сразу — «Ой, Андрей, извините». Очень спонтанный, живой, невероятно витальный человек, поэтому к нему сразу возникает доверие.

— Что отвечаете тем, кто хотел бы посотрудничать с вами?

— Что у меня есть свои замыслы, и я мечтаю их реализовать, но если среди предложений попадется что-то такое, что выбьет почву из-под ног, и я пойму, что это ровно то, что мне нужно сейчас, поверьте, я вас найду.

— Как попасть в вашу картину?

— Мы по полгода делаем кастинг. Стараюсь расположить артиста, поговорить по душам. Дальше он получает сцену.

— Классики считали, слишком широк русский человек, надо бы сузить...

— Мне кажется, сузился он — пора бы начать расширять.

— Что делать, если руки опускаются и хочется уйти из профессии?

— Чувство неуверенности — очень здоровое чувство, не сомневаются только самонадеянные люди. Выйти из творческого кризиса поможет работа. Вот я целый год, по правилам нашего прокатчика, езжу по миру и рассказываю, как мы снимали фильм «Нелюбовь». Жду творческого вдохновения, а оно приходит в тот самый момент, когда продюсер говорит — «А давайте мы снимем вот этот фильм». И кризис отступает. Когда летние фестивали отшумят, сядем своей командой и будем думать, что делать дальше.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9486
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7184
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?