«В кои-то веки выбрались с семьей, маленькими детьми прогуляться по своему любимому Летнему саду, но неожиданно оказались перед закрытой калиткой. И не мы одни, — рассказал „Труду“ петербуржец Сергей Котов. — Причина обыкновенная: на территории сада отмечают день рождения какого-то бизнесмена. Потому и не пускают гуляющих: мол, все оплачено».
Те, кто относит к достопримечательностям Петербурга не только Эрмитаж, Адмиралтейство, Невский проспект, но также сады и парки города, безусловно, правы. Ну не чудо ли Екатерининский и Александровский парки в Пушкине с их тенистыми аллеями, прудами, старинными беседками? А Павловский заповедник, а спускающийся к Финскому заливу «фонтанный» Нижний чудо-парк Петергофа? А в самом городе жемчужины садово-парковой архитектуры — Летний сад и парк Елагина острова, Михайловский сад у Русского музея и сад Инженерного замка... Прогуляться по ним может любой желающий. Так, во всяком случае, было до недавнего времени. До нынешнего лета.
И вот в разгар уик-энда закрыт для посещения обновленный Летний сад (о его масштабной реставрации «Труд» сообщал в мае). Через некоторое время после, скажем так, недоразумения, вызвавшего в городе кривотолки, жертвами другого частного корпоратива стали горожане, решившие было отдохнуть на Елагином острове. Здесь, рядом с Малой Невой и Финским заливом, забываешь о городской суете, сюда не доносится шум машин. Так что выбор крупного банка, решившего именно здесь провести свою масштабную вечеринку с приглашением двух сотен важных гостей Петербургского экономического форума, можно понять. Закрыт, как считается, общедоступный парк федерального значения, разместившийся на территории в несколько гектаров, для простых смертных был почти на двое суток — с учетом подготовки к вечеринке и уборки после нее.
Потом опять отличился Летний, вслед за ним соседний — Инженерного замка. Затем — особенно популярный у горожан и туристов Михайловский, который находится у красавца храма Спас на Крови в самом центре города. В Михайловском свою частную вечеринку весь субботний июльский вечер проводила «дочка» «Газпрома» «Газпром-нефть». Сквозь листву проглядывали белые шатры на газонах, нарядная публика с бокалами у прудов.
Как ни возмущались петербуржцы такими «оккупантами», понимания не нашли. В городской администрации ссылаются на то, что это объекты федерального подчинения. Переводят стрелки. Увы, то, что раньше подавалось как исключение, становится правилом. Места отдыха горожан закрывают по частному заказу с нарастающей регулярностью. Уже не особо извиняясь перед теми, кто упирается лбом в закрытые ворота.
По сути, любой, кто пожелает уединиться в тенистых аллеях с соратниками по борьбе, может набрать номер, оговорить сроки и перевести нужную сумму на счет очага культуры и отдыха. И гуляй себе! Остальные гуляют мимо...
В Государственном музее-заповеднике «Царское Село» (ближний пригород Питера, город Пушкин) данное направление курирует отдел художественных и культурных программ. Предлагают на вечер участок в Александровском парке стоимостью от 30 тысяч рублей. При этом грустно замечая, что «там ничего нет, кроме деревьев». В том смысле, что если хотите выпить-закусить, то лучше отдать предпочтение павильону «Вечерний зал» рядом с великолепным Екатерининским дворцом и одноименным парком: тут аренда обойдется всего в 200 тысяч рублей...
К слову, этот заповедник стал в свое время зачинателем моды на корпоративы. Здесь накопился богатый опыт. Рассказывают с придыханием: сюда залетал сэр Элтон Джон, вел себя по-домашнему — с прыжками на крышке дорогущего белого рояля и метанием посуды. Здесь праздновала свадьбу светская львица Анастасия Волочкова...
В Русском музее, в чьем управлении Летний, Михайловский сады, а также сад Инженерного замка, тоже с готовностью принимают заявки частных лиц, желающих красиво отдохнуть в исторических ландшафтных интерьерах. Выяснила это лично, позвонив в дирекцию. Единственное место, где меня ждало приятное разочарование, — это Петергофский заповедник. Даже разговаривать на эту тему не стали, еще и рассердились: «Давно никаких корпоративов не проводим».
Вадим Знаменов, президент этого музея-заповедника, который в течение десятков лет был его директором, один из самых авторитетных в Европе специалистов, согласился обсудить с корреспондентом «Труда» больную тему.
— На самом деле ничего страшного в проведении корпоративов на территории исторических парков и заповедников я не вижу, — сказал Вадим Валентинович. — В Западной Европе, в частности во Франции, в Англии, это давно стало делом привычным. Скажем, в Оранжерее Версаля регулярно играются свадьбы, устраиваются юбилеи, проводятся конкурсы. Причем не только французами, но и гражданами других государств, в том числе России. И ничего, никаких истерик местных защитников старины. Главное, чтобы все было цивилизованно, в рамках общепринятого и дозволенного.
— Может, там более высокий уровень культуры...
— Вот в этом вы абсолютно правы. Нравы западноевропейцев и россиян пока, увы, сильно разнятся, и не в нашу пользу. Во всем: в том, как организована и проходит вечеринка на заповедной территории, как относятся к ней окружающие. Тут нам еще работать и работать над собой! С другой стороны, всем все равно не угодишь, обязательно найдется кто-то, у кого частный вечер в публичном саду вызовет негативную реакцию. И тот, кто, вопреки запретам, станет во время оплаченной вечеринки мять кусты, щипать цветы на клумбе. Подобные издержки должны быть оплачены загодя, то есть войти в смету затрат на корпоратив, чтобы можно было оперативно провести восстановительные работы.
— Почему вы у себя в Петергофе отказались от подобного вида заработка?
— Мы проводили такие мероприятия в голодные
Остается только пожелать, чтобы возможность (а главное — желание!) зарабатывать более культурными способами появилась и у руководителей тех прекрасных заповедных мест, что все чаще закрываются теперь на спецобслуживание.