Корреспондент «Труда» побывал на первом прослушивании и убедился, насколько сильно это соревнование отличается от недавнего Конкурса имени Чайковского.
«Опералия» — один из самых необычных музыкальных конкурсов. Великий оперный певец Пласидо Доминго задумал его в 1993 году, с тех пор соревнование проходит каждый год на новом месте-то в Мадриде, то в Милане, то в Токио... Конкурс 2011 года, по предварительным сведениям, должен был пройти в Пекине, но в декабре 2010-го на его сайте появилось сообщение, что встреча назначается в Москве. В последующих интервью Доминго объяснил изменение решения тем, что 2011-й — юбилейный год для выдающейся оперной певицы Галины Вишневской, с которой его связывает давняя дружба, и ему захотелось сделать ей вот такой подарок. Логично, что Центр оперного пения Галины Вишневской (хорошо знакомый маэстро Доминго — он там неоднократно бывал, а в 2008 году даже слушал студенческий спектакль «Царская невеста») стал главным московским организатором «Опералии-2011». Столичное правительство и фонд Пласидо Доминго на паритетных началах финансировали соревнование. Для прослушиваний отрядили Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко с одним из лучших в Москве оперных залов.
В понедельник и вторник состоялся первый тур. С первых минут ощущалось, насколько здесь иной подход к событию, нежели на Конкурсе Чайковского. Там — русский размах, пышная церемония открытия с многолюдным парадным концертом в присутствии первых лиц государства: На «Опералии» — европейская экономность и никакого пафоса. Обычно на этом конкурсе в жюри — не медийные звезды, а директора крупнейших оперных театров, что для молодых участников очень важно, поскольку обеспечивает дальнейшую карьеру. Правда, для России с ее традициями маэстро Доминго сделал исключение — пригласил в арбитры Дмитрия Хворостовского (который из-за занятости на гастролях появится только на третьем туре) и, конечно, Галину Вишневскую.
Никаких торжественных речей, как и никакого общения с журналистами: у прилетевшего за несколько часов до начала конкурса Доминго не было на это времени. Просто в шесть вечера публика «Стасика» аплодисментами приветствовала жюри, прошествовавшее в свой 8-й ряд партера (все ряды с 1-го по 7-й были свободны от зрителей, чтобы не мешать жюри) — и этим парадная часть ограничилась. Затем севший в середине судейского стола седовласый маэстро своим неожиданно молодым, цепким и летучим голосом позвал первую участницу — россиянку Анну Крайникову.
Строго говоря, Доминго не входит в жюри конкурса — решения там принимаются без него. Но он активно ведет само прослушивание, общается с конкурсантами. Спрашивает: «С чего хотите начать?» Или, наоборот, попросит: «Пожалуйста, арию Ленского»... Кого-то после пары спетых номеров отправляет за сцену вежливым «Thank you». В кого то, наоборот, «впивается», прося спеть еще и еще — как, например, армянского тенора Микаэла Карлияна, который, если честно, не поразил большим голосом. Но, видимо, что-то такое маэстро расслышал в его негромком лирическом вокале, раз захотел, чтобы парень получил еще и еще шанс раскрыть свою индивидуальность.
Удачно выступили в первый вечер, фактически представ зрелыми артистами, английский баритон Джонатан Селлз, меццо-сопрано Лена Белкина и баритон Александр Чувпыло из Украины, бас Джонгмин Парк и тенор Джаесин Ли из Южной Кореи, канадско-французское меццо Ирина де Баги, армянское сопрано Нарине Егиян, тенор Хачатур Бадалян и сопрано Елена Маркова из России.
Во второй тур пройдут 20 из 40 участников первого, а в третий — 10. В финале за дирижерский пульт оркестра встанет сам Пласидо Доминго. Победитель получит премию в 30 тысяч долларов, а всего призовой фонд «Опералии» составляет 175 тысяч. Но главный бонус лауреатам — это помощь самого маэстро, который известен своей поддержкой молодых талантов. Например, все пять россиян, когда-то побеждавших на «Опералии», — меццо Елена Манистина, баритон Василий Ладюк, сопрано Екатерина Лехина, сопрано Юлия Новикова и тенор Алексей Кудря — сделали звездную карьеру в мире.