В среду в Государственном Историческом музее открылась, а сегодня уже закроется выставка, посвященная июньским лондонским торгам русским искусством, которые проведет аукционный дом Sotheby’s. «Труд» считает, что они могут стать самыми результативными за последние несколько лет.

Этой весной в Москве наблюдается небывалая активность аукционных домов, торгующих русским искусством. В начале апреля привозил выставку в преддверии своих июньских нью-йоркских торгов Christie’s, неделю назад открыл экспозицию MacDugall’s (продажи — в июне в Лондоне), и вот теперь настал черед Sotheby’s (торги там же и тогда же). Таким образом, из четырех главных аукционистов мира, продающих русское искусство, три (кроме лондонского дома Bonham’s) приехали в российскую столицу с картинами. Такого не было, пожалуй, и в благополучные докризисные годы. Вывод отсюда можно сделать такой: арт-рынок отчетливо преодолел депрессивную полосу, и теперь главные игроки подталкивают его вперед, как пассажиры машину, выбирающуюся из грязи на ровную дорогу, чтобы ускорить улучшение конъюнктуры.

Sotheby’s уже есть что записать себе в актив. Например, на его апрельских русских торгах два топ-лота достигли серьезной цены в 2 миллиона долларов — это полотно Генриха Семирадского «Танец семи мечей» и декоративный стол с микромозаикой мастера Джоакино Барбери, изготовленный для двора императора Николая I. Причем первый случай замечателен установлением мирового рекорда цены на картины живописца, а второй — более чем трехкратным превышением верхнего эстимейта.

Специалисты торгового дома надеются на не меньшую динамичность и июньских торгов. С какими же козырями они на них выходят? Главная гордость Sotheby’s на этот раз — «Портрет Веры Репиной, жены художника» кисти Ильи Репина (эстимейт 1–1,5 млн. фунтов стерлингов). Помимо высокого живописного мастерства, представляющего великого портретиста в пору его творческого расцвета, картина интересна тем, что это единственный из шести крупных репинских портретов супруги, находящийся в частной коллекции. Остальные пять — в музеях Москвы и Петербурга. Ценность полотна и в ясности его происхождения, гарантирующей подлинность: оно хранилось у Веры Репиной до самой ее смерти, перешло по наследству к ее дочери, а затем продано нынешнему владельцу.

Репин, особенного такого крупного калибра, на аукционах сейчас редкость. Как и Василий Верещагин. Тем более сенсационно, что сразу шесть полотен великого баталиста вышли из недр трех частных собраний и выставляются сейчас на торги. Особого внимания достойна масштабная работа «Перевал Шипка», в своей реалистичности более фантасмагоричная, чем иные современные авангардные полотна: она изображает восхождение бесконечно вьющейся цепочки русских солдат к теряющимся в дымке горным снегам. Написанная в 1878-м во время русско-турецкой войны, картина была продана в 1891 году на аукционе в Нью-Йорке, и теперь она впервые за 120 лет появляется на публике. Нельзя не упомянуть и еще одно полотно Верещагина на ту же тему, но решенную совершенно по-другому: в «Военном походе» извивающаяся колонна солдат дана крупным планом сквозь голые ветки зимних деревьев, и это пересечение нескольких графических ритмов создает композицию, стереоскопической полифонии которой позавидовали бы самые изобретательные постимпрессионисты.

А еще на выставке представлен необычный «сухопутный» Айвазовский — большая картина «Крым. Пастухи со стадом на закате», где (редкость для прославленного мариниста) воды нет совсем — только степь, небо и далекие горы. А еще работы Александра Яковлева из его китайского и африканского циклов 1910–1920-х годов. Изумительная по смелости и естественности позы модели «Лежащая обнаженная» Зинаиды Серебряковой. Подобная застывшему взрыву «Зима» современного концептуалиста Эрика Булатова… Как прокомментировал этот разброс глава представительства Sotheby’s в России и СНГ Михаил Каменский, «здесь есть работы на все коллекционерские вкусы, от классической реалистической живописи до авангарда, приобретение которых инвестиционно и художественно привлекательно».

А глава русского департамента Sotheby’s в Лондоне Джо Викери на вопрос «Труда», не искусственно ли вздуваются сейчас цены на русское искусство (поскольку его покупатели, как известно, — это почти исключительно наши же нефтяные или газовые нувориши, а их круг достаточно ограничен), ответила, что у нее иное видение: «Россия — богатая страна, коллекционеров много, и количество их растет. Думаю, что рынок будет сильным и большим».