К тревожным выводам пришли ученые, всесторонне изучившие обстоятельства катастрофических наводнений, которые произошли в июле прошлого года в Крымске и в августе – в поселке Новомихайловский. Оказывается, в зоне экстремального риска сегодня находятся несколько сотен населенных пунктов, расположенных на юге Краснодарского края – в предгорных и горных районах Западного Кавказа.
– Нам нужно было получить ответ на главный вопрос: возможно ли повторение подобного тотального наводнения в других местах? – рассказывает один из авторитетнейших российских специалистов по изучению поверхности Земли и катастроф в горах, руководитель лаборатории дистанционного зондирования нашей планеты из космоса Института географии РАН Лев Десинов. – Проанализировали сотни подробных, с разрешением 2–3 метра, космических снимков, сделанных Геннадием Падалкой с борта МКС. Восстановили хронологию событий как предшествовавших разгулу стихии в Крымске, так и на пике наводнения. Потом специалисты с рюкзаками за спиной изучали все интересующие нас участки местности в горах и на равнине. А параллельно проводились фотографирование и наблюдения с вертолета. Работы велись на трех уровнях: на Земле, с воздуха и из космоса. Исследования показали: угроза повторения подобного бедствия в других станицах, поселках и городах края, к сожалению, существует…
Еще не так давно, подчеркнул ученый, считалось, что на Западном Кавказе не может выпасть более 80 миллиметров осадков в сутки. Да и то такие ливни (около 80 литров на один квадратный метр) случаются не чаще чем раз в 100 лет. Но вся эта концепция рассыпалась как карточный домик, когда в июле над Кубанью разверзлись хляби небесные. Так, в Геленджике осадки составили 311 миллиметров в сутки, в Крымске – 156. Устаревают теории. Климат меняется, и то, что считалось невозможным вчера, сегодня становится реальностью.
Спрашивается, любой ли южный город должен быть готовым к экстремальному потопу?
– Нет, не любой, – уточняет Десинов, – а только населенные пункты, расположенные определенным образом. Термин «потенциальная угроза» означает, что мы не знаем, когда произойдет потоп и случится ли он в данном поселке вообще. Но опасность существует. И потому важно определить зону риска...
Лев Васильевич раскладывает крупномасштабные карты, схемы, космические снимки. Фото, сделанные Геннадием Падалкой с борта МКС, когда Крымск оказался под водой. На них видно, что стало с долинами после неистовой атаки. Когда бурлящие потоки бешено неслись по горным склонам вниз, вода ломала деревья, захватывала автомобили, камни, деревья, грунт. Склоны съезжали. Оползни, огромные оплывины сдвигались к подошве горы, оставляя проплешины. По главной водной артерии Крымска – реке Адагум – плыли в тот страшный день стволы дубов, буков, грабов – могучих деревьев в два обхвата и высотой до 12 метров.
Не дай бог попасть под удар сокрушительного потока. На повороте река с огромной силой бьет в берег, вырывая и унося с собой куски почвы и пород. На южной окраине Крымска, где над рекой проходят железная дорога и шоссе, именно этот мусор забил проемы мостов, образовав плотины выше двухэтажного дома.
По космическим снимкам специалисты подсчитали количество оползней в горах, их площадь. Оказалось, с одного гектара стихия уносила до 150 деревьев, причем пятую часть из них потоки вырывали с корнем. Всего удалось обнаружить около 80 оползней.
– Мы получили очень важные материалы, – поясняет Лев Десинов. – Становится понятным, где и как во время сильного ливня съезжает склон. Учитываются особенности рельефа, характер растительности и почвы, изгибы рек, пруды и водохранилища. На основании полученной информации можем прогнозировать развитие ситуации в той или иной местности при экстремально долговременных ливнях. Задача номер один – выявить все населенные пункты, которые оказываются в зоне риска, и создать систему мониторинга, позволяющую узнать о надвигающейся опасности заранее. Эта крупномасштабная работа на территории от Тамани до Сочи только начинается. Здесь будут задействованы сотни специалистов многих организаций, включая космонавтов. Такой впечатляющий и чрезвычайно важный проект осуществляется в нашей стране впервые.
В будущий список войдут только находящиеся в зоне риска населенные пункты – как, например, город Абинск (35 тысяч жителей). Он расположен на юго-западе Краснодарского края, в предгорьях Западного Кавказа. На снимках с орбиты хорошо видна река Абин, берущая начало у дальнего хребта Коцехур. Небольшой ручей, петляя по ущельям, разрастается до реки. Общая длина – 81 километр. А вот, севернее, гора Шизе – ее склоны, обращенные к долине реки Абин, круто обрываются вниз. Кое-где голые скалы. В половодье мелководная речушка превращается в мутный поток, сметающий на своем пути все преграды. Если здесь выпадет 200–250 миллиметров осадков в сутки, стволы деревьев, валуны, ветки окажутся в воде и помчатся к Абинску. Есть риск того, что месиво забьет пролет моста, который является частью большой автомобильной трассы, опоясывающей город. Ну а дальнейшее можно себе представить.
Что даст такой вывод ученых жителям населенных пунктов, находящихся в зоне риска? Ведь если беда придет неожиданно, ночью, то людям не помогут никакие развешанные спасательные круги.
Разумеется, должен быть заранее составлен план эвакуации населения, подготовлено все необходимое для этого. Но самое главное: власти должны иметь хотя бы за несколько часов достоверную информацию о приближающемся катаклизме. А для этого необходимо разместить в горах, ущельях, на реках множество «автоматических дозорных» – современных датчиков, способных передавать сообщения на круглосуточно работающие приемные станции в районных центрах, а также в Краснодаре.
Трагедия в Крымске стала возможной прежде всего потому, что между Новороссийском и Крымском не было ни одного работающего в режиме реального времени метеопоста, не поступало никакой информации о нарастании стихии. Теперь ситуация в Краснодарском крае изменится кардинально.
Планируется поставить датчики четырех типов. Во-первых, измеряющие количество выпавших осадков. Во-вторых, автоматы, следящие за уровнем воды. Кроме того, чуткие приборы, размещенные в критически важных местах, будут фиксировать сползание грунтов на склонах. А еще установят датчики, определяющие насыщение воды почвой. Всего в горах края потребуется установить несколько сотен надежных автоматов. Их изготовят на предприятиях Краснодара, в Туле и под Москвой. Уникальная система непрерывного мониторинга будет работать как единый комплекс. Специалисты занимаются сейчас разработкой сложной математической модели.
– Запуск этого проекта был бы невозможен, – заключает Десинов, – без заинтересованного участия руководителей и правительства Краснодарского края. И деньги выделяются солидные, и помогают нам во всем.