Главная Культура 00:06 20 Января 2023 7678
300-й идет под снос

Столь масштабного уничтожения исторический промышленной архитектуры, как нынче в Лужниках, в Москве еще не было

Елена Широян, искусствовед
Акулы строительного бизнеса не теряются. Фото с сайта «Архнадзора»

Год в Москве начался с масштабного сноса. Пока москвичи и гости столицы праздновали, на Лужнецкой набережной шел демонтаж одного из старейших заводов, восходящих к концу XIX века — эпохе бурного индустриального роста России. Одни знают его как «300-й» или авиамоторный «Союз», другие — по еще дореволюционному имени «Ф. Байер и Ко». Названия и специфика менялись, но здания оставались свидетелями той поры, когда в России стремительно развивались промышленность и архитектура.

Конечно, нынешним авиастроителям на таком пятачке не развернуться (правда, самих авиастроителей нынче ищут днем с огнем и не всегда находят, но то, как говорится, другая история). Однако сами корпуса завода до последних дней привлекали крепостью и внутренними пространствами. Так и просились на роль затейливого центра современной культуры — наподобие бывшей электростанции ГЭС-2, недавно возрожденной в Москве, или русского аналога знаменитой лондонской галереи Тейт Модерн. Тем более — в одном из бывших цехов завода несколько лет назад удобно расположился частный Музей Ар Деко.

«Частный» тут — ключевое слово, у государства до создания новых музеев и строительства музейных зданий руки хронически не доходят. Даже Третьяковке с Историческим, понадеявшимся было на новый депозитарий в Коммунарке, пришлось встать в очередь: дело застопорилось, а с учетом нынешней реальности перспективы скрылись в густом тумане.

Зато акулы стройбизнеса не теряются: спешат завладеть территорией поближе к центру и заполнить ее домами повыше, да взять с будущих жильцов подороже, пока покупатели квартир еще водятся. Такой большой площади сразу для девелоперов в Москве еще не освобождали. Когда в июне прошлого года столичные власти сообщили о согласовании проекта «многофункционального комплекса» на месте недействующего авиамоторного завода «Союз» в Лужниках, оказалось, что речь идет о застройке территории 8,4 гектара объектами жилой, коммерческой и офисной недвижимости площадью 300 тысяч квадратных метров. Здесь будет возведено 14 зданий высотой от 12 до 18 этажей.

По сведениям Общественного движения «Архнадзор», «по масштабу сноса промышленной дореволюционной архитектуры, не менее 17 корпусов конца XIX — начала XX века, это беспрецедентный случай за всю историю Черной книги «Архнадзора». А она, замечу, ведется с 2010 года. Для сравнения: площадь под историческими корпусами всем известного бывшего кондитерского предприятия «Красный Октябрь», переделанными в культурно-деловой центр, составляет около 5 гектаров. Причем этот пример относительно бережного отношения к старинной фабричной архитектуре вовсе не типичен — с каждым годом масштаб уничтожаемой промышленной Москвы все возрастает. Можно вспомнить, допустим, как разрушали в 2021 году на Кутузовском проспекте корпуса Бадаевского/Трехгорного пивоваренного завода, на защиту которых вставал «Труд». Писали мы и о варварском уничтожении Мытищинского завода в Подмосковье, чаеразвесочной фабрики Вогау в столичном Лефортово...

Говорят, не пристало находиться в центре современного мегаполиса фабрикам, некогда построенным на окраине. Но почему бы не использовать столь привлекательную территорию для современной общественной функции? Смотрите, какое великолепное соседство у бывшего «300-го» завода: Новодевичий монастырь, стадион в Лужниках, исторический комплекс клиник на Большой Пироговской. Целостная и эффектная застройка Комсомольского проспекта и Фрунзенской набережной середины ХХ века. А напротив через Москву-реку — Академия наук и Московский университет, Парк культуры имени Горького... Рекреационный центр, музейный запасник, технологический парк? Все это естественно дополнило бы имеющийся ансамбль. Но нет, козырное место отдали тем, у кого в голове одно: построить много-много башен. Совсем как в средневековой Италии с ее феодальными оборонительными «вышками», которые потом по решению властей приходилось сносить...

Число людей, которые воспользуются привилегией проживания в этой престижной зоне, ничтожно по сравнению с тем, сколько горожан и гостей столицы лишатся прекрасных видов со смотровой площадки Воробьевых гор и из Нескучного сада. Пострадает историческая среда расположенного через реку Андреевского монастыря XVII–XVIII веков, а это уже прямое нарушение закона о памятниках, предполагающего охранную зону вокруг них. В итоге Москва безвозвратно потеряет одно из самых атмосферных своих мест, которое обезобразят скучные бетонные параллелепипеды, каких ныне хватает с избытком на окраинах любого что столичного, что провинциального города.

Между тем есть среди свойств отечественной архитектурной школы одно совершенно замечательное: умение вписывать здания в ландшафт. Мне довелось попутешествовать в ближних краях и в дальних, и я оценила эту особенность как сельского, так и городского российского пейзажа: ничем, кроме линии горизонта, не ограничиваемый полет взгляда вдаль. Такого нет, например, в прекрасной Италии и даже отечественном Сочи: там горы встают перед тобой несокрушимой преградой. А в центре России тот самый «какой простор!», воспетый художниками и поэтами. Остался он, как ни удивительно, даже в густозаселенной Москве. И как не пожалеть, что на месте вот так широко, вольно расставленных зодчим Анатолием Остроградским корпусов в духе русского модерна будут тесно застроенные кварталы, где небо с овчинку!

А ведь история нынче у нас вроде бы в моде, сам президент статьи о ней пишет: как без уважения к прошлому двигаться в будущее? Ан нет, тут все хитро придумано: один пишем, два в уме. На словах-то великое прошлое славим, но сносим его материальные следы без зазрения совести. Потому что, как сказал мне, отводя глаза, один академик архитектуры, город же должен развиваться. Не зря Мосгорнаследие отклонило все заявки активистов о постановке на охрану хотя бы самых интересных в архитектурном отношении зданий «300-го». Это ведомство с 2019 года фактически прекратило прием всяких заявок на охрану. Тем самым развязав руки коллегам из архитектурного департамента столицы, действующим согласно доктрине: все должно быть компактно, модно и на высоте!

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5109
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...