Год в Москве начался с масштабного сноса. Пока москвичи и гости столицы праздновали, на Лужнецкой набережной шел демонтаж одного из старейших заводов, восходящих к концу XIX века — эпохе бурного индустриального роста России. Одни знают его как «300-й» или авиамоторный «Союз», другие — по еще дореволюционному имени «Ф. Байер и Ко». Названия и специфика менялись, но здания оставались свидетелями той поры, когда в России стремительно развивались промышленность и архитектура.
Конечно, нынешним авиастроителям на таком пятачке не развернуться (правда, самих авиастроителей нынче ищут днем с огнем и не всегда находят, но то, как говорится, другая история). Однако сами корпуса завода до последних дней привлекали крепостью и внутренними пространствами. Так и просились на роль затейливого центра современной культуры — наподобие бывшей электростанции ГЭС-2, недавно возрожденной в Москве, или русского аналога знаменитой лондонской галереи Тейт Модерн. Тем более — в одном из бывших цехов завода несколько лет назад удобно расположился частный Музей Ар Деко.
«Частный» тут — ключевое слово, у государства до создания новых музеев и строительства музейных зданий руки хронически не доходят. Даже Третьяковке с Историческим, понадеявшимся было на новый депозитарий в Коммунарке, пришлось встать в очередь: дело застопорилось, а с учетом нынешней реальности перспективы скрылись в густом тумане.
Зато акулы стройбизнеса не теряются: спешат завладеть территорией поближе к центру и заполнить ее домами повыше, да взять с будущих жильцов подороже, пока покупатели квартир еще водятся. Такой большой площади сразу для девелоперов в Москве еще не освобождали. Когда в июне прошлого года столичные власти сообщили о согласовании проекта «многофункционального комплекса» на месте недействующего авиамоторного завода «Союз» в Лужниках, оказалось, что речь идет о застройке территории 8,4 гектара объектами жилой, коммерческой и офисной недвижимости площадью 300 тысяч квадратных метров. Здесь будет возведено 14 зданий высотой от 12 до 18 этажей.
По сведениям Общественного движения «Архнадзор», «по масштабу сноса промышленной дореволюционной архитектуры, не менее 17 корпусов конца XIX — начала XX века, это беспрецедентный случай за всю историю Черной книги «Архнадзора». А она, замечу, ведется с 2010 года. Для сравнения: площадь под историческими корпусами всем известного бывшего кондитерского предприятия «Красный Октябрь», переделанными в культурно-деловой центр, составляет около 5 гектаров. Причем этот пример относительно бережного отношения к старинной фабричной архитектуре вовсе не типичен — с каждым годом масштаб уничтожаемой промышленной Москвы все возрастает. Можно вспомнить, допустим, как разрушали в 2021 году на Кутузовском проспекте корпуса Бадаевского/Трехгорного пивоваренного завода, на защиту которых вставал «Труд». Писали мы и о варварском уничтожении Мытищинского завода в Подмосковье, чаеразвесочной фабрики Вогау в столичном Лефортово...
Говорят, не пристало находиться в центре современного мегаполиса фабрикам, некогда построенным на окраине. Но почему бы не использовать столь привлекательную территорию для современной общественной функции? Смотрите, какое великолепное соседство у бывшего «300-го» завода: Новодевичий монастырь, стадион в Лужниках, исторический комплекс клиник на Большой Пироговской. Целостная и эффектная застройка Комсомольского проспекта и Фрунзенской набережной середины ХХ века. А напротив через Москву-реку — Академия наук и Московский университет, Парк культуры имени Горького... Рекреационный центр, музейный запасник, технологический парк? Все это естественно дополнило бы имеющийся ансамбль. Но нет, козырное место отдали тем, у кого в голове одно: построить много-много башен. Совсем как в средневековой Италии с ее феодальными оборонительными «вышками», которые потом по решению властей приходилось сносить...
Число людей, которые воспользуются привилегией проживания в этой престижной зоне, ничтожно по сравнению с тем, сколько горожан и гостей столицы лишатся прекрасных видов со смотровой площадки Воробьевых гор и из Нескучного сада. Пострадает историческая среда расположенного через реку Андреевского монастыря XVII–XVIII веков, а это уже прямое нарушение закона о памятниках, предполагающего охранную зону вокруг них. В итоге Москва безвозвратно потеряет одно из самых атмосферных своих мест, которое обезобразят скучные бетонные параллелепипеды, каких ныне хватает с избытком на окраинах любого что столичного, что провинциального города.
Между тем есть среди свойств отечественной архитектурной школы одно совершенно замечательное: умение вписывать здания в ландшафт. Мне довелось попутешествовать в ближних краях и в дальних, и я оценила эту особенность как сельского, так и городского российского пейзажа: ничем, кроме линии горизонта, не ограничиваемый полет взгляда вдаль. Такого нет, например, в прекрасной Италии и даже отечественном Сочи: там горы встают перед тобой несокрушимой преградой. А в центре России тот самый «какой простор!», воспетый художниками и поэтами. Остался он, как ни удивительно, даже в густозаселенной Москве. И как не пожалеть, что на месте вот так широко, вольно расставленных зодчим Анатолием Остроградским корпусов в духе русского модерна будут тесно застроенные кварталы, где небо с овчинку!
А ведь история нынче у нас вроде бы в моде, сам президент статьи о ней пишет: как без уважения к прошлому двигаться в будущее? Ан нет, тут все хитро придумано: один пишем, два в уме. На словах-то великое прошлое славим, но сносим его материальные следы без зазрения совести. Потому что, как сказал мне, отводя глаза, один академик архитектуры, город же должен развиваться. Не зря Мосгорнаследие отклонило все заявки активистов о постановке на охрану хотя бы самых интересных в архитектурном отношении зданий «300-го». Это ведомство с 2019 года фактически прекратило прием всяких заявок на охрану. Тем самым развязав руки коллегам из архитектурного департамента столицы, действующим согласно доктрине: все должно быть компактно, модно и на высоте!