В понедельник в большом концертном зале «Зарядье» стартовал Второй зимний международный фестиваль искусств в Москве. Первой программой праздника стала музыкально-поэтическая композиция «Есенин и Маяковский» в исполнении Михаила Пореченкова и камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета – артиста, задумавшего смотр и сформировавшего его афишу.
На встрече с журналистами перед началом концерта Башмет назвал «чудом» (и следствием поддержки со стороны Департамента культуры города Москвы) проведение фестиваля с участием наших лучших оркестров и солистов, с прибытием из-за рубежа великолепных музыкантов – Максима Венгерова, Ефима Бронфмана, Ксавье Деместра, Маттиаса Герне, Патрисии Копачинской, ансамбля Soqquadro Italiano (Италия)… Ведь в Европе концертная жизнь остановлена почти полностью. Рассказывают, что на недавнем выступлении великой Марты Аргерих в Швейцарии было 30 зрителей и ни одного возгласа «браво». На этом фоне, считает Юрий Абрамович, московский смотр вырастает в событие мировое. Конечно, у медиков, борющихся с пандемией, на этот счет свое профессиональное мнение. Но ведь и радость людям нужна не меньше, чем противоинфекционные меры. Это касается и публики, и музыкантов, соскучившихся друг по другу.
«Вся композиция составлена Юрием Абрамовичем», пояснил прессе выбор музыкальной составляющей вечера Михаил Пореченков. Главное, уточнил вслед за ним Башмет – соответствие выбранных фрагментов эпохе Маяковского и Есенина. Отсюда включение в композицию «Мимолетностей» Прокофьева, Скерцо Шостаковича, пьес Стравинского, Бартока… Ну а имена Чайковского и Шнитке напоминают о громадном, далеко перекрывающем узкие временные рамки значении творчества обоих великих поэтов.
«Облако в штанах» Маяковского в исполнении Пореченкова и Башмета – давно обкатанный проект, и это чувствовалось по продуманному подбору пьес, по осмыслению стихов (хотя в некоторых случаях я бы хотел слышать Маяковского не столь торопливо-истеричным: при всей лавинной эмоциональности Владимир Владимирович, мне кажется, оставался грандиозной глыбой и в интимнейшей лирической теме).
Что же до «Черного человека» Есенина во второй части программы – это мировая премьера. И бесспорно удачная идея – сопоставить стихи и личности двух главных и равновеликих поэтов русской революции. Я бы назвал удачей и привлечение музыки Бартока с ее гипнотической хмарью, точно попадающей в настроение страшной ночной самоисповеди поэта. И постлюдия Шнитке с ее безжизненной механистичностью очень кстати в конце. Но сама попытка дать чтение и музыкальную игру в одновременности вряд ли бесспорна. По крайней мере она требует куда большей виртуозности звукорежиссеров, да, наверное, и самим артистам предстоит совершенствовать звуковой баланс, чтобы и музыка, и стихи сохранили всю свою внятность для слушателя.
Вообще же премьеры Башмет пообещал почти в каждой из 12 программа фестиваля. Так, 10 февраля во МХАТе имени Горького пройдет первое исполнение только что написанного мюзикла Александра Чайковского «Свидание в Москве». Свежие коллаборации состоятся на концерте «Классика встречает джаз» 8 февраля в филармоническом Зале имени Чайковского с участием Биг-бэнда Игоря Бутмана. В то же время в афише – музыкально-театральные постановки, ставшие визитными карточками башметовских фестивалей: «Онегин. Лирические отступления» 26 января в Московском международном доме музыки, где заявлены Елизавета Боярская и Евгений Миронов, «Не покидай свою планету» 30 и 31 января в театре «Современник» с Константином Хабенским в главной роли. Разумеется, одним из центральных событий станет традиционный в течение уже многих лет гала-концерт в Зале имени Чайковского 24 января, в день рождения Башмета.
Особое внимание Юрий Абрамович попросил обратить на шестичасовой марафон телеканала «Культура» 23 января, в котором примут эстафету друг от друга 18 юношеских оркестров из Европы, Азии, Африки, Индии, Китая, Южной и Северной Америки. В их числе, конечно, и Всероссийский юношеский симфонический оркестр, 8 лет назад созданный и бессменно руководимый самим Юрием Абрамовичем. По просьбе Башмета эти коллективы, представляющие будущее мировой музыки, прислали записи своих лучших выступлений. Прозвучат классические шедевры, эксперименты современных композиторов, а также произведения в этнической стилистике. Одна из целей проекта – привлечь внимание публики всего мира, политиков и средств массовой информации к проблеме возвращения к регулярной концертной деятельности и восстановления культурной жизни после пандемии.