В нынешнем году фраза «Мир никогда уже не будет прежним» стала расхожей, ею пользуются по поводу и без. Но от частого употребления она не утратила актуальности: все вокруг действительно меняется, причем стремительно, буквально на глазах. И многие из наблюдающих за этими метаморфозами торопятся засечь перемены и стараются объяснить их суть. А еще заглянуть в будущее — хотя бы ближайшее.
Дэниел Сасскинд «Будущее без работы»
Мир покоряется цифре. «Тоже мне, бином Ньютона!» — повторите вы классика — и будете совершенно правы. Удивляться мы устали. В Москве роботы-курьеры уже доставляют еду, и, по прогнозам, скоро она будет из искусственного мяса. А эту книгу британского экономиста языковой сервис «Яндекса» перевел меньше чем за минуту. Правда, потом ее редактировали, оставив несколько отрывков, выполненных веб-службой. Разница, впрочем, не так существенна.
О том, что цифровые технологии потеснят людей, предупреждали еще Альберт Эйнштейн (давно), а в 1980-х и Василий Леонтьев. Они и намекали, и прямо говорили: прогресс лишит людей работы. Компьютеры станут для нас тем, чем для коней явились автомобили и тракторы. Ну и зачем теперь лошади? Чтобы покатать желающих в загоне?
Каким будет наше завтра, в чем цель и смысл существования? «Мы должны перестать учить людей выполнять рутинную работу, где машины преуспевают, и готовить их к исполнению таких ролей, как труд медсестры и уход за больными. К тому, что опирается на способности, пока недоступные даже самым гениальным машинам», — отвечает Сасскинд. Еще одно занятие — проектировать эти самые машины. Прямо скажем, маловато идей, чтобы успокоиться и ждать гармонии с веком, вцепившимся человечеству в горло.
Кирилл Кобрин «Призраки усталого капитализма»
Еще одна книга, написанная в карантине, — и это обстоятельство, без сомнения, накладывает свой отпечаток на повествование писателя-историка. Картина за окном и без того не слишком солнечная, а тут еще автор добавляет в нее мрачных красок. Нет, он не чернит нынешнюю капиталистическую действительность по рецептам советских идеологов. Он просто описывает предметы и явления такими, какие они и есть: песни, городские пейзажи, выхваченные из толпы лица. Все это имеет право на существование — и все лишено азарта, ощущения полета. Будущего! Без этого, как выясняется, люди тоже живут, хотя точнее будет сказать, существуют.
Кобрин ставит диагноз: наш капитализм полностью утратил те блеск и завлекательность, что в конце 90-х кружили головы и будили неясное томление в груди, прикрытой курткой от Armani. И слишком многое вокруг теперь не только кажется пустяком, никчемностью, но и является таковым.
Алексей Олейников, Наталья Яскина «Евгений Онегин. Графический путеводитель»
Кто из родителей в уходящем году не причитал горестно над судьбой своих чад-школьников, перешедших на учебу в режиме удаленки! Кажется, эти эксперименты (пусть и вынужденные) грозят окончательно добить саму систему образования. Но не спешите его, образование, хоронить!
Вот семья, где дедушка, окончивший советскую десятилетку, знает наизусть полромана «Евгений Онегин», мама, учившаяся в лихие 90-е, цитирует кое-как письмо Татьяны Онегину, а внучка из пушкинского творения запомнила одну лишь строчку: «Но, боже мой, какая скука!». И что теперь, гнать внучку из дома на мороз? Нет, лучше купить ей эту книжку, в которой учитель литературы Алексей Олейников и художница Наталья Яскина перевели роман Пушкина в графику с яркими комментариями и объяснениями. Из которых даже внучке станет понятно, что Александр Сергеевич хотел нам рассказать. С чем едят страсбургский пирог и носят панталоны, зачем девушки признавались в любви и почему господа стрелялись на дуэли...
Получилось интересно и наглядно. А там, глядишь, и до «образа лишнего человека» интерес доведет.