Главная Культура 15:20 19 Декабря 2019 1249
Не уменьем, а числом

Что «секретного» открыл нам фильм «Ржев»

Дмитрий Кузнецов
Кадр с сайта kino-teatr.ru

Публика активно обсуждает очередной фильм о войне. На постере – красный по белому заголовок «Ржев», чуть мельче – «Искупить кровью», бегущие по снегу солдаты и внизу слоган «Честно о засекреченной битве». Но не стоит обольщаться: Ржев здесь ни при чем, ничего нового о «засекреченной» битве мы не узнаем, а если честно, то вообще ничего нового не узнаем – ни о войне, ни о людях на войне. А ведь именно ради этого мы пришли в кино.

Военная тема сейчас в тренде, каждый год зрителю предлагается по нескольку фильмов – начиная от весьма слабых работ и кончая «смотрибельными» лентами среднего уровня, как правило, с красивой картинкой, но драматургией невысокого качества, которую не спасает даже игра хороших актеров. Яркий пример – «Т-34» Алексея Сидорова, всеми любимого за «Бригаду», но тут, увы, разочаровавшего.

Секрет обилия военных фильмов прост: помимо того, что на такой фильм нынче легче получить субсидию, сама война дает благодатный материал для произведений, в которых есть место напряженному действию, сильным страстям и примерам самопожертвования.

Так почему же, несмотря на это, хороших фильмов о войне так мало? Где они, эти наследники Озерова, Шепитько, Германа-старшего и Элема Климова? Почему почти всегда, вопреки ожиданиям, на экраны выходит очередная громыхающая огнем пафосная стрелялка, в которой актеры не могут убедительно произнести свои реплики?

Примерно такое впечатление, к сожалению, производит и фильм «Ржев», премьера которого с помпой прошла в кинотеатре на Поклонной горе. Фильм снят по повести «Искупить кровью» (1991) писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева, который сам воевал под Ржевом. Это одно из последних произведений писателя – возможно, не самое сильное, но читается с интересом и оставляет глубокое впечатление, чего не скажешь о фильме.

Что заставило режиссера Игоря Копылова отбросить прекрасный материал повести и вместо этого сочинить свою упрощенную, зато насыщенную огнем и грохотом версию – остается загадкой. Что засекреченного открыл он нам в фильме, слоган которого – какой-то пошлый рекламный трюк? Еще со времен Твардовского, если не раньше, мы знали про потери под Ржевом и про то, что воевали там не столько уменьем, сколько числом. И повесть Кондратьева – это честно о многих битвах, не только Ржевской.

В фильме теряется то, ради чего, собственно, была написана повесть, ее главный конфликт – противостояние солдат и командиров жестокому комбату, посылающему их на верную смерть. Бунт против комбата – кульминационная сцена, которая читается на одном дыхании – вообще не вошла в фильм. Все более-менее убедительные эпизоды связаны с придуманной режиссером историей «особиста» и арестованного им солдата. Когда «особиста» ранят немцы, солдат становится хозяином положения и благородно пытается его перевоспитать. Какой цели служат эти авторские придумки и почему более важный конфликт заменен на мелкий – неизвестно: видимо, режиссера настолько вдохновила повесть, что он решил и сам пофантазировать на ее темы.

Удручает плохая игра актеров, в частности исполнителей ролей комбата, «особиста» и политрука. Особенно смешно изображает злость, скаля зубы, комбат. Как может опытный режиссер допустить такую фальшь на экране – непонятно. В фильме много жестких батальных сцен, видимо снятых специально, чтобы произвести впечатление на зрителя, тогда как камерная повесть Кондратьева, посвященная отношениям между солдатами и начальством, вовсе не требует изображения масштабных боев, с одного из которых начинается фильм. В повести мы знакомимся с героями уже после атаки, когда они, по словам одного из солдат, «деревню взяли дуриком… живым мясом протолкнулись». Спасибо хоть, «мяса» нам на экране не показали.

После премьеры во Ржеве режиссер сказал в одном из интервью, что его беспокоит не коммерческая прибыль, а отклик в сердцах зрителей, и что, мол, сейчас не хватает качественного кино. Что касается прибыли – здесь кроется какой-то парадокс: вы можете представить себе фильм, собравший кассу и при этом не имеющий отклика у зрителей, – толпы людей, «без отклика в сердцах» приходящие в кино и равнодушно глядящие на экран?

Если же говорить о качестве, то, увы, «Ржев» – не тот образец, на который надо равняться. Какими бы патриотическими чувствами ни вдохновлялись создатели, это не заставит зрителя полюбить неумело сделанную, скучную картину. И даже впечатляющие сцены боев, на которые, думаю, потрачена большая часть бюджета (140 миллионов рублей), тут не помогут. Вот и выходит, что пытаемся мы снять успешное кино про войну так же, как в худшую ее пору воевали – не уменьем, а числом. Слава богу, на этот раз речь всего лишь о количестве ухлопанных денег, а не человеческих жизней. Но думаю, воевавшим под Ржевом и это бы не понравилось.

P.S. Говорят, что в следующем году нас ждет фильм про Зою Космодемьянскую – надеюсь, хотя бы там наши кинодеятели ничего не напортачат и сделают фильм, достойный памяти несчастной мученицы Зои.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5160
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4467
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...