Между тем в МНС подвели итоги работы за 10 месяцев. Сообщается, что план фискальных сборов даже чуть перевыполнен - 100,4 процента. За это время в казну поступил 1трлн. 224,9 млрд. рублей. Правда, это - с учетом единого социального налога (ЕСН), направляемого в бюджет Пенсионного фонда. По этой статье налоговики собрали 278 млрд. рублей (118 процентов от 10-месячного задания). Так что план в целом обеспечен за счет физических лиц, с которых ЕСН вычитается автоматически, а вот налоги с бизнеса собираются с большим скрипом.
На недавней встрече с президентом Геннадий Букаев проинформировал о первых результатах упрощенной процедуры регистрации юридических лиц по принципу "одного окна". Это когда постановка на учет происходит в недрах одного ведомства - в данном случае - в МНС. Эта часть реформы по дебюрократизации экономики в целом признана успешной. Владимир Путин предложил распространить действие новой системы на малый бизнес, для чего налоговики получат дополнительные полномочия. Последнее для МНС будет совсем не лишним, если учитывать, что новый участок работы потребует сил и средств.
Напомним, что право работать "в одном окне" МНС получило 1 июля 2002 года и тогда же пообещало, что жизнь налогоплательщиков станет легче, а сам процесс займет не более 5 дней. По новым правилам все юридические лица должны были переоформить свидетельства о регистрации и получить новое свидетельство. Параллельно прежние органы регистрации передавали свои архивы налоговикам. Сам Букаев заявил, что до января будет отработан механизм регистрации предпринимателей без образования юридического лица, который начнет применяться сразу после Нового года.
Однако дело не заладилось с самого начала. В "одном окне" регистрировались, как правило, только вновь образуемые предприятия. Не помогло даже право регистрации по почте. Налоговики сделали вывод: в массовом порядке от учета уклоняются (что и понятно) фирмы-однодневки. Недавно глава МНС заявил, что новые свидетельства о регистрации получили всего 10 процентов юридических лиц. При всем желании невозможно пропустить оставшихся сквозь "одно окно", и всеобщий процесс регистрации будет сорван.
Вряд ли подействует угроза поставить "уклонистов" под процедуру ликвидации предприятий. Эта мера на практике трудноосуществимая. МНС просто не в силах решать сразу ряд проблем, свалившихся на ведомство в ходе налоговой реформы. Фискальное ведомство рискует утонуть в рутинно-бумажной волоките. Ведь налоговые органы должны обращаться в каждом случае в суд, доказывать право на ликвидацию юридического лица. В этой ситуации сбором налогов заниматься будет проблематично. А 2003 год станет и вовсе сложным для исполнения бюджета, если принимать во внимание наступающий пик платежей по внешнему долгу.
Скорее всего, процесс перерегистрации будет перенесен на 2003 год. К тому времени МНС вместе с новыми полномочиями получит и бюджетные деньги на укрепление аппарата. В этом смысле грозные заявления прозвучали в срок - как раз к началу третьего чтения проекта бюджета-2003.