То, что нынешний московский авторский концерт Рашида Калимуллина – одного из самых известных татарских композиторов – состоялся не в Большом зале консерватории, как было три года назад на его 60-летнем юбилее, а в клубном пространстве Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт», говорит, на мой взгляд, об универсальности адреса этой музыки. Ей одинаково естественно дышится и в знаменитых на весь мир академических стенах, и в аудитории, привычной к голосам молодых технократов, и во многих других обстоятельствах.
Творчество Калимуллина планетарно признано. Его партитуры звучат на площадках Европы и Америки, в эфире радио многих стран. Композитору в его лучших работах удается тот заветный симбиоз традиционного и современного, национального и всемирного, к которому стремятся многие авторы, но достигают единицы. Конечно, в том велика заслуга его педагогов в Казанской консерватории Бориса Трубина и Анатолия Луппова. Но ничего бы не было без природного таланта Рашида и его упорного труда, вылившегося во впечатляющий список сочинений – среди них опера «Крик кукушки», этно-мюзикл «Дети белого солнца», 7 симфоний, 13 концертов для различных инструментов с оркестром…
Четыре симфонические партитуры, которые включила программа октябрьского концерта, можно считать четырьмя доказательствами этой универсальной природы творчества Калимуллина. Например, сочинение, открывшее вечер – «Звуки леса» – написано в 2004 году после посещения композитором Гавайских островов и несет в себе отчетливые черты экзотики – таинственные звоны (цимбалы), манящие шорохи (струнные), а в какой-то момент – магический низкий голос, словно поет сама земля: это распространенный в Океании народный инструмент диджериду, нечто вроде гигантской флейты, игру на котором взял на себя сам сочинитель. Но как же естественно все эти интонации вливаются в слух – ведь в главном, в своей натуральности голоса всех лесов мира родственны, будь то подмосковная роща или сосновый бор в Зеленодольске – на малой родине Калимуллина.
После этой предельно свободной, импрессионистичной формы контрастом прозвучал классичный в своей трехчастной структура Скрипичный концерт (2014, солист Станислав Малышев). В интонационно-гармоническом языке произведения можно расслышать аллюзии и на восточную экзотику Римского-Корсакова, и на спектральную чистоту красок американского минималиста Филипа Гласса, но все это спаяно той искренностью подачи, за которой угадывается душа Калимуллина, находящая эмоциональное выражение в романтическом драматизме первой части, песенном разливе второй, рокочущей энергии финала.
Станислав Малышев и Камерный оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной под управлением Анны Гулишамбаровой играют Скрипичный концерт Рашида Калимуллина. Фото автора
Сюита «Симфонические танцы», помимо того что это отличная музыка, еще и свидетельство творческой неуемности Рашида. Композитору не терпелось, пока уже сочиненный балет «Белый лебедь» наконец дойдет до премьеры (она – на днях, 29 октября в Марийском театре оперы и балета), и он четыре года назад написал по этому музыкальному материалу самостоятельную симфоническую партитуру. С тех пор это одна из самых репертуарных вещей Калимуллина, из которой мы на этот раз услышали трогательную «Балладу», развивающую традицию лирического вальса (как виртуозен Рашид в многократной оркестровой «перекраске» основной темы!), и картинную «Битву» с ее погромыхивающими литаврами, кличами медных инструментов и агрессивной токкатой струнных.
Но, безусловно, вне конкуренции по симпатиям исполнителей (и, соответственно, публики) – цикл «Симфонические фрески», написанный еще в 2005 году, а в истоке имеющий еще более раннюю (1989) оперу «Крик кукушки» на татарский историко-философский сюжет. Мы опять-таки услышали лишь фрагменты, однако и они впечатлили панорамным масштабом – лирико-пейзажным соло фагота, печальной песней-причитанием скрипок, неожиданной каденцией цимбал: словно бы сказитель берет эмоциональную паузу, чтобы с новыми силами продолжить драматичное повествование, в которое многократно возвращается тревожный рефрен скачки-сражения.
Уже этих партитур хватило бы, чтобы впечатляюще представить Калимуллина публике самых разных вкусов, но он приоткрыл для москвичей и ту область своего творчества, что связана с самым популярным из жанров – песней. Впрочем, резкого контраста не было, ведь и симфонические партитуры композитора насыщены мелодиями, которые прекрасно легли бы на человеческий голос. И несколько песен в исполнении известных в Татарстане вокалистов – сопрано Алины Шарипжановой и тенора Айдара Сулейманова – прозвучали естественными и желанными интерлюдиями в многокрасочной оркестровой ткани программы. Особенно запомнилась – наверное, не случайно Рашид поставил ее в заключение – чудесная мелодия «Когда же встретимся мы». Тем более удивила своим рассказом общавшаяся в этот вечер с публикой телерадиоведущая Самира Латып: оказывается, в свое время худсовет республиканского радио не принял эту вещь, но ее поддержал народный артист Татарстана Хайдар Бигичев, в чьем исполнении она обрела такую популярность, что по сути стала народной.
Алина Шарипжанова и Айдар Сулейманов внесли в программу лирические вокальные краски. Фото автора
Поддержка исполнителей – еще один источник силы, питающий музыку Калимуллина. За все те партитуры, о которых шла речь в этой заметке, и за многие другие работы композитора буквально хватались самые разные коллективы – от Госоркестра Татарстана еще в пору руководства им Фуата Мансурова до Российского национального под управлением Михаила Плетнева. А нынче Рашид Фагимович приехал в Москву, можно сказать, со своим детищем – камерным оркестром Центра современной музыки Софии Губайдулиной, основанного им два десятилетия назад в Казани. И хотя коллектив формально относится к типу малого симфонического оркестра, по многокрасочности и цельности звука он вполне сравним с большими оркестровыми ансамблями. А играть может, как рассказала мне его бессменный художественный руководитель и главный дирижер Анна Гулишамбарова (кстати, ученица Фуата Мансурова), любой репертуар от барокко и венской классики до симфонизма ХХ века и даже рока. Например, совсем скоро, 24 октября, в день 90-летия Софии Губайдулиной, музыканты исполнят два премьерных, специально для них написанных сочинения Софии Асгатовны: «Лиру Орфея» и Warum, дополнив программу уже игранным Impromtu. Правда, пока не просматривается случая повторить этот эксклюзив в Москве и других городах. Но тут понадеемся, что сработает еще один талант Рашида Калимуллина – организаторский, который он уже много лет успешно реализует на постах председателя Союзов композиторов России и Татарстана. Ждем новых приездов оркестра Центра Губайдулиной – как и других прекрасных исполнителей одной из самых музыкальных республик России.