Главная Культура 17:58 19 Октября 2021 2817
Музыка высоких энергий

Краски партитур Рашида Калимуллина воссоздал в Москве оркестр Центра Софии Губайдулиной

Сергей Бирюков
Рашид Калимуллин (в центре) и участники концерта. Фото из открытых источников

То, что нынешний московский авторский концерт Рашида Калимуллина – одного из самых известных татарских композиторов – состоялся не в Большом зале консерватории, как было три года назад на его 60-летнем юбилее, а в клубном пространстве Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт», говорит, на мой взгляд, об универсальности адреса этой музыки. Ей одинаково естественно дышится и в знаменитых на весь мир академических стенах, и в аудитории, привычной к голосам молодых технократов, и во многих других обстоятельствах.

Творчество Калимуллина планетарно признано. Его партитуры звучат на площадках Европы и Америки, в эфире радио многих стран. Композитору в его лучших работах удается тот заветный симбиоз традиционного и современного, национального и всемирного, к которому стремятся многие авторы, но достигают единицы. Конечно, в том велика заслуга его педагогов в Казанской консерватории Бориса Трубина и Анатолия Луппова. Но ничего бы не было без природного таланта Рашида и его упорного труда, вылившегося во впечатляющий список сочинений – среди них опера «Крик кукушки», этно-мюзикл «Дети белого солнца», 7 симфоний, 13 концертов для различных инструментов с оркестром…

Четыре симфонические партитуры, которые включила программа октябрьского концерта, можно считать четырьмя доказательствами этой универсальной природы творчества Калимуллина. Например, сочинение, открывшее вечер – «Звуки леса» – написано в 2004 году после посещения композитором Гавайских островов и несет в себе отчетливые черты экзотики – таинственные звоны (цимбалы), манящие шорохи (струнные), а в какой-то момент – магический низкий голос, словно поет сама земля: это распространенный в Океании народный инструмент диджериду, нечто вроде гигантской флейты, игру на котором взял на себя сам сочинитель. Но как же естественно все эти интонации вливаются в слух – ведь в главном, в своей натуральности голоса всех лесов мира родственны, будь то подмосковная роща или сосновый бор в Зеленодольске – на малой родине Калимуллина.

После этой предельно свободной, импрессионистичной формы контрастом прозвучал классичный в своей трехчастной структура Скрипичный концерт (2014, солист Станислав Малышев). В интонационно-гармоническом языке произведения можно расслышать аллюзии и на восточную экзотику Римского-Корсакова, и на спектральную чистоту красок американского минималиста Филипа Гласса, но все это спаяно той искренностью подачи, за которой угадывается душа Калимуллина, находящая эмоциональное выражение в романтическом драматизме первой части, песенном разливе второй, рокочущей энергии финала.

Станислав Малышев и Камерный оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной под управлением Анны Гулишамбаровой играют Скрипичный концерт Рашида Калимуллина. Фото автора

Сюита «Симфонические танцы», помимо того что это отличная музыка, еще и свидетельство творческой неуемности Рашида. Композитору не терпелось, пока уже сочиненный балет «Белый лебедь» наконец дойдет до премьеры (она – на днях, 29 октября в Марийском театре оперы и балета), и он четыре года назад написал по этому музыкальному материалу самостоятельную симфоническую партитуру. С тех пор это одна из самых репертуарных вещей Калимуллина, из которой мы на этот раз услышали трогательную «Балладу», развивающую традицию лирического вальса (как виртуозен Рашид в многократной оркестровой «перекраске» основной темы!), и картинную «Битву» с ее погромыхивающими литаврами, кличами медных инструментов и агрессивной токкатой струнных.

Но, безусловно, вне конкуренции по симпатиям исполнителей (и, соответственно, публики) – цикл «Симфонические фрески», написанный еще в 2005 году, а в истоке имеющий еще более раннюю (1989) оперу «Крик кукушки» на татарский историко-философский сюжет. Мы опять-таки услышали лишь фрагменты, однако и они впечатлили панорамным масштабом – лирико-пейзажным соло фагота, печальной песней-причитанием скрипок, неожиданной каденцией цимбал: словно бы сказитель берет эмоциональную паузу, чтобы с новыми силами продолжить драматичное повествование, в которое многократно возвращается тревожный рефрен скачки-сражения.

Уже этих партитур хватило бы, чтобы впечатляюще представить Калимуллина публике самых разных вкусов, но он приоткрыл для москвичей и ту область своего творчества, что связана с самым популярным из жанров – песней. Впрочем, резкого контраста не было, ведь и симфонические партитуры композитора насыщены мелодиями, которые прекрасно легли бы на человеческий голос. И несколько песен в исполнении известных в Татарстане вокалистов – сопрано Алины Шарипжановой и тенора Айдара Сулейманова – прозвучали естественными и желанными интерлюдиями в многокрасочной оркестровой ткани программы. Особенно запомнилась – наверное, не случайно Рашид поставил ее в заключение – чудесная мелодия «Когда же встретимся мы». Тем более удивила своим рассказом общавшаяся в этот вечер с публикой телерадиоведущая Самира Латып: оказывается, в свое время худсовет республиканского радио не принял эту вещь, но ее поддержал народный артист Татарстана Хайдар Бигичев, в чьем исполнении она обрела такую популярность, что по сути стала народной.

Алина Шарипжанова и Айдар Сулейманов внесли в программу лирические вокальные краски. Фото автора

Поддержка исполнителей – еще один источник силы, питающий музыку Калимуллина. За все те партитуры, о которых шла речь в этой заметке, и за многие другие работы композитора буквально хватались самые разные коллективы – от Госоркестра Татарстана еще в пору руководства им Фуата Мансурова до Российского национального под управлением Михаила Плетнева. А нынче Рашид Фагимович приехал в Москву, можно сказать, со своим детищем – камерным оркестром Центра современной музыки Софии Губайдулиной, основанного им два десятилетия назад в Казани. И хотя коллектив формально относится к типу малого симфонического оркестра, по многокрасочности и цельности звука он вполне сравним с большими оркестровыми ансамблями. А играть может, как рассказала мне его бессменный художественный руководитель и главный дирижер Анна Гулишамбарова (кстати, ученица Фуата Мансурова), любой репертуар от барокко и венской классики до симфонизма ХХ века и даже рока. Например, совсем скоро, 24 октября, в день 90-летия Софии Губайдулиной, музыканты исполнят два премьерных, специально для них написанных сочинения Софии Асгатовны: «Лиру Орфея» и Warum, дополнив программу уже игранным Impromtu. Правда, пока не просматривается случая повторить этот эксклюзив в Москве и других городах. Но тут понадеемся, что сработает еще один талант Рашида Калимуллина – организаторский, который он уже много лет успешно реализует на постах председателя Союзов композиторов России и Татарстана. Ждем новых приездов оркестра Центра Губайдулиной – как и других прекрасных исполнителей одной из самых музыкальных республик России.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9485
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7184
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?