Главная Культура 17:58 19 Октября 2021 3250
Музыка высоких энергий

Краски партитур Рашида Калимуллина воссоздал в Москве оркестр Центра Софии Губайдулиной

Сергей Бирюков
Рашид Калимуллин (в центре) и участники концерта. Фото из открытых источников

То, что нынешний московский авторский концерт Рашида Калимуллина – одного из самых известных татарских композиторов – состоялся не в Большом зале консерватории, как было три года назад на его 60-летнем юбилее, а в клубном пространстве Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт», говорит, на мой взгляд, об универсальности адреса этой музыки. Ей одинаково естественно дышится и в знаменитых на весь мир академических стенах, и в аудитории, привычной к голосам молодых технократов, и во многих других обстоятельствах.

Творчество Калимуллина планетарно признано. Его партитуры звучат на площадках Европы и Америки, в эфире радио многих стран. Композитору в его лучших работах удается тот заветный симбиоз традиционного и современного, национального и всемирного, к которому стремятся многие авторы, но достигают единицы. Конечно, в том велика заслуга его педагогов в Казанской консерватории Бориса Трубина и Анатолия Луппова. Но ничего бы не было без природного таланта Рашида и его упорного труда, вылившегося во впечатляющий список сочинений – среди них опера «Крик кукушки», этно-мюзикл «Дети белого солнца», 7 симфоний, 13 концертов для различных инструментов с оркестром…

Четыре симфонические партитуры, которые включила программа октябрьского концерта, можно считать четырьмя доказательствами этой универсальной природы творчества Калимуллина. Например, сочинение, открывшее вечер – «Звуки леса» – написано в 2004 году после посещения композитором Гавайских островов и несет в себе отчетливые черты экзотики – таинственные звоны (цимбалы), манящие шорохи (струнные), а в какой-то момент – магический низкий голос, словно поет сама земля: это распространенный в Океании народный инструмент диджериду, нечто вроде гигантской флейты, игру на котором взял на себя сам сочинитель. Но как же естественно все эти интонации вливаются в слух – ведь в главном, в своей натуральности голоса всех лесов мира родственны, будь то подмосковная роща или сосновый бор в Зеленодольске – на малой родине Калимуллина.

После этой предельно свободной, импрессионистичной формы контрастом прозвучал классичный в своей трехчастной структура Скрипичный концерт (2014, солист Станислав Малышев). В интонационно-гармоническом языке произведения можно расслышать аллюзии и на восточную экзотику Римского-Корсакова, и на спектральную чистоту красок американского минималиста Филипа Гласса, но все это спаяно той искренностью подачи, за которой угадывается душа Калимуллина, находящая эмоциональное выражение в романтическом драматизме первой части, песенном разливе второй, рокочущей энергии финала.

Станислав Малышев и Камерный оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной под управлением Анны Гулишамбаровой играют Скрипичный концерт Рашида Калимуллина. Фото автора

Сюита «Симфонические танцы», помимо того что это отличная музыка, еще и свидетельство творческой неуемности Рашида. Композитору не терпелось, пока уже сочиненный балет «Белый лебедь» наконец дойдет до премьеры (она – на днях, 29 октября в Марийском театре оперы и балета), и он четыре года назад написал по этому музыкальному материалу самостоятельную симфоническую партитуру. С тех пор это одна из самых репертуарных вещей Калимуллина, из которой мы на этот раз услышали трогательную «Балладу», развивающую традицию лирического вальса (как виртуозен Рашид в многократной оркестровой «перекраске» основной темы!), и картинную «Битву» с ее погромыхивающими литаврами, кличами медных инструментов и агрессивной токкатой струнных.

Но, безусловно, вне конкуренции по симпатиям исполнителей (и, соответственно, публики) – цикл «Симфонические фрески», написанный еще в 2005 году, а в истоке имеющий еще более раннюю (1989) оперу «Крик кукушки» на татарский историко-философский сюжет. Мы опять-таки услышали лишь фрагменты, однако и они впечатлили панорамным масштабом – лирико-пейзажным соло фагота, печальной песней-причитанием скрипок, неожиданной каденцией цимбал: словно бы сказитель берет эмоциональную паузу, чтобы с новыми силами продолжить драматичное повествование, в которое многократно возвращается тревожный рефрен скачки-сражения.

Уже этих партитур хватило бы, чтобы впечатляюще представить Калимуллина публике самых разных вкусов, но он приоткрыл для москвичей и ту область своего творчества, что связана с самым популярным из жанров – песней. Впрочем, резкого контраста не было, ведь и симфонические партитуры композитора насыщены мелодиями, которые прекрасно легли бы на человеческий голос. И несколько песен в исполнении известных в Татарстане вокалистов – сопрано Алины Шарипжановой и тенора Айдара Сулейманова – прозвучали естественными и желанными интерлюдиями в многокрасочной оркестровой ткани программы. Особенно запомнилась – наверное, не случайно Рашид поставил ее в заключение – чудесная мелодия «Когда же встретимся мы». Тем более удивила своим рассказом общавшаяся в этот вечер с публикой телерадиоведущая Самира Латып: оказывается, в свое время худсовет республиканского радио не принял эту вещь, но ее поддержал народный артист Татарстана Хайдар Бигичев, в чьем исполнении она обрела такую популярность, что по сути стала народной.

Алина Шарипжанова и Айдар Сулейманов внесли в программу лирические вокальные краски. Фото автора

Поддержка исполнителей – еще один источник силы, питающий музыку Калимуллина. За все те партитуры, о которых шла речь в этой заметке, и за многие другие работы композитора буквально хватались самые разные коллективы – от Госоркестра Татарстана еще в пору руководства им Фуата Мансурова до Российского национального под управлением Михаила Плетнева. А нынче Рашид Фагимович приехал в Москву, можно сказать, со своим детищем – камерным оркестром Центра современной музыки Софии Губайдулиной, основанного им два десятилетия назад в Казани. И хотя коллектив формально относится к типу малого симфонического оркестра, по многокрасочности и цельности звука он вполне сравним с большими оркестровыми ансамблями. А играть может, как рассказала мне его бессменный художественный руководитель и главный дирижер Анна Гулишамбарова (кстати, ученица Фуата Мансурова), любой репертуар от барокко и венской классики до симфонизма ХХ века и даже рока. Например, совсем скоро, 24 октября, в день 90-летия Софии Губайдулиной, музыканты исполнят два премьерных, специально для них написанных сочинения Софии Асгатовны: «Лиру Орфея» и Warum, дополнив программу уже игранным Impromtu. Правда, пока не просматривается случая повторить этот эксклюзив в Москве и других городах. Но тут понадеемся, что сработает еще один талант Рашида Калимуллина – организаторский, который он уже много лет успешно реализует на постах председателя Союзов композиторов России и Татарстана. Ждем новых приездов оркестра Центра Губайдулиной – как и других прекрасных исполнителей одной из самых музыкальных республик России.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5181
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4485
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...