Сегодня исполняется 10 лет со дня премьеры мюзикла «Норд-Ост». Накануне корреспондент «Труда» вместе с несколькими сотнями энтузиастов впервые взял в руки видеозапись гастрольной версии спектакля — практически единственное, что осталось от легендарного проекта.

10 лет назад пресса приветствовала постановку радостными словами: «В спектакле ожила наша история, наш способ ее чувствовать, наш мелодический строй. А значит, русский мюзикл родился — событие без преувеличения историческое. С „Норд-Остом“ мы входим в век русского мюзикла». Восторг не был деланным — класс спектакля по одной из лучших русских романтических книг ХХ века, «Двум капитанам» Вениамина Каверина, оказался в самом деле очень высок. Богатая, пружинная музыкальная драматургия, построенная не на одном, как в мюзиклах Ллойда Уэббера, а на добрых двадцати хитах-лейтмотивах, сочиненных Алексеем Иващенко и Георгием Васильевым. Хореография, от задорной изобретательности которой самому хотелось пуститься в пляс: чего стоили одни только танцы на лыжах, придуманные Еленой Богданович! Фантастической красоты декорации Зиновия Марголина, переносящие нас с берега суровой Северной Двины в колоритную трамвайную Москву 1920-х, а оттуда — на ледяной Север, где торосы выстраивались в контур, напоминающий о погибшей в начале сюжета шхуне «Святая Мария»… Наконец, сумасшедшая по драйву и небывалая по слаженности работа всего актерского ансамбля.

К сожалению, пресса оказалась права не во всем — русский мюзикл родился, но его столетие не наступило. Через год и четыре дня после премьеры спектаклю нанес страшный удар теракт с захватом театрального центра на Дубровке: 130 погибших, в том числе 10 детей: Спектакль восстановили через четыре месяца, но после первых аншлаговых представлений зал опустел — зрители опасались идти в место с трагической аурой. Странно, если не сказать — предательски, повели себя и некоторые журналисты, которые вместо поддержки спектакля стали критиковать его устроителей чуть ли не за пляски на человеческих костях. Взамен окончательно закрывшейся стационарной версии постановщики подготовили упрощенную гастрольную, но и ее встретила волна отказов промоутеров на местах, похожая на саботаж:

За прошедшие с тех пор годы на сцене так и не появилось русского мюзикла, сравнимого по яркости с «Норд-Остом». Хотя интересные спектакли были — «Солдат Чонкин» Владимира Дашкевича в Новосибирске и Хабаровске, «Силиконовая дура» Александра Пантыкина в Екатеринбурге: Прекрасная работа, по плотности музыкальной драматургии приближающаяся к «Норд-Осту», — мюзикл «Марютка и поручик» Александра Луначарского на сюжет Бориса Лавренева в Мытищинском театре (но это сугубо камерная постановка)…

И все же «Норд-Ост» жив. Хотя нет труппы и сгнили на складе сложнейшие декорации, а Васильев и Иващенко больше не ставят вместе мюзиклов — один стал продюсером мультфильмов, а другой сосредоточился на концертной деятельности. Но остались в профессии артисты — Андрей Богданов (Саня Григорьев), сейчас играющий в спектакле «Иисус Христос — суперзвезда» Театра имени Моссовета, Екатерина Гусева (Катя Татаринова) — звезда театра, кино и сериалов, Юрий Мазихин (Николай Антонович), Ирина Линдт (мама Кати), играющие в наиболее успешных сегодняшних московских мюзиклах: Многие из них пришли на днях на памятный вечер в центре на Дубровке. Света Вильгельм (Катя Татаринова в мобильной версии) не побоялась приехать из Питера с трехнедельной дочкой Серафимой в рюкзачке. Пришел продюсер Дмитрий Богачев, бывший ответственный за финансовую часть, теперь ставший главой российского филиала мировой компании мюзиклов Stage Entertainment: В конце вечера, после премьерного просмотра DVD, артисты «Норд-Оста» дружно поднялись на сцену и вживую исполнили несколько номеров из легендарного спектакля. Запевалами были Иващенко и Васильев.

Может, век русского мюзикла все-таки начнется? Пусть и с опозданием на 10 лет.