ЕСЛИ СУДИТЬ по официальной отчетности, то так и есть. У нас за последние 10 лет вылов рыбы сократился с 7,8 млн. до 4,1 млн. тонн. Великая морская держава, какой всегда считалась страна, утратила свою роль на мировом рынке рыбопродуктов. Причина не только в отсутствии средств на обновление флота, появлении множества разрозненных "хозяйствующих субъектов" вместо единой государственной системы. Главное, считают в Госкомитете по рыболовству, - до сих пор нет комплексной законодательной базы, регулирующей правила рыболовства и экспорта биоресурсов. С 1991 года наш рыбный экспорт вырос только на 17 процентов, тогда как импорт увеличился в 2,3 раза. Хотя даже при сегодняшнем уровне оснащенности рыбаки могли бы поставить на внутренний рынок в полтора раза больше продукции.
Что же мешает? Прежде всего система налогообложения и взимания пошлин при заходе судов в российские порты. Так, корабли, приобретенные по лизингу или на условиях бербоут-чартера (когда арендатор рассчитывается с владельцем судна деньгами, вырученными от продажи рыбы), должны платить сборы из расчета всей стоимости судна. А если рыбаки чинили судно за кордоном, то в шкале поборов учтут и стоимость ремонта. Налогами и пошлинами облагаются даже остатки горючего, продовольствия после путины, а также снаряжение. Вдобавок из-за несогласованных действий пограничников, таможни, санитарных, ветеринарных и прочих служб суда простаивают по нескольку суток. А каждый потерянный день - это миллионные убытки.
Стоит ли удивляться, что от наших портов шарахаются как черт от ладана? Даже на отстой стараются попасть в иностранную гавань. В итоге морские порты сворачивают свою программу обслуживания судов, а рыба уплывает мимо наших берегов за рубеж.
Чартерная эксплуатация иностранных судов не только загоняет наших рыбаков в долговую яму, но и приводит к хищническому разграблению морских ресурсов в исключительной экономической зоне России. Сложившаяся структура экспорта, при которой за рубеж поставляется в основном сырье, также неэффективна, провоцирует криминализацию бизнеса, браконьерство. По оценкам экспертов, контрабандный вылов только в Дальневосточном бассейне ежегодно достигает 4 - 5 миллиардов долларов. Попытки остановить его путем продажи на аукционах квот на вылов морских биоресурсов пока не достигли успеха. Так, губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов прямо признал: "Браконьерство не сократилось, скорее, наоборот. Я думаю, аукционы должны быть только для иностранцев, которые хотят работать в промысловых водах России. И предпочтение должно отдаваться тем из них, кто готов не только вести лов, но и перерабатывать добычу на нашем берегу, производить готовую продукцию. Короче, платить больше налогов, создавать у нас дополнительные рабочие места".
В этом году на 11 аукционах от продажи квот выручено без малого шесть миллиардов рублей. Это больше бюджетного задания по сборам за пользование водными биологическими ресурсами. В то же время специалисты Счетной палаты пришли к выводу, что переуступка иностранцам прав пользования отечественными водными биоресурсами и последующий вывоз продукции за рубеж в 2,5 раза сокращают поступления в бюджет в сравнении с тем, что могут заплатить российские судовладельцы, если продадут улов на нашем внутреннем рынке. Средняя цена за тонну минтая на аукционах составила 199 долларов. В то же время коммерческая цена его в прошлом году была 391 доллар. Так что только по минтаю размер упущенной выгоды превысил 20 млн. долларов.
Обсудив проблемы отрасли, участники заседания правительства приняли концепцию развития рыбного хозяйства России до 2010 года, подготовленную специалистами Минэкономразвития и Госкомрыболовства.
Мы попросили председателя Госкомитета по рыболовству Евгения НАЗДРАТЕНКО прокомментировать содержание одобренной правительством концепции развития отрасли.
- Стратегическая цель развития отрасли - удовлетворение потребностей внутреннего рынка. К 2010 году объемы вылова должны вырасти на 27 процентов, выпуск рыбной продукции составит 3,9 млн. тонн. За счет этого потребление на душу населения вырастет вдвое.
- Что же мешало эту задачу решить быстрее?
- Сегодня отрасль нуждается, скажем так, в реанимации. Необходимо комплексное изучение водных биоресурсов, обновление основных производственных фондов. Не только флота, но и перерабатывающих предприятий.
Нам нужно снова возвращаться в Мировой океан. Дальневосточные моря - Охотское и Берингово - "устали", почти выработали свой ресурс. Особенно остро стоит вопрос с воспроизводством минтая, который почти полностью истреблен.
Десять лет назад основой рыбной промышленности был флот. Сейчас - сырьевая база. Мы должны беречь ее и восстанавливать. Будет в наших морях рыба - будет и работа людям. Каждый рыбак, работающий в море, обеспечивает занятость еще восьми человек на берегу.
- Как бороться с браконьерством?
- Правительство поддержало предложенные нами меры. В структуре Госкомрыболовства создан Национальный центр системы мониторинга. Мы сможем получить информацию о каждом российском судне: в какой точке находится, сколько рыбы на борту, в какой порт направляется. Все будет под контролем.