Главная Культура 00:04 19 Сентября 2014 1832
«Золотить гнилье не будем!»

Директор уникального музея-театра в Останкино Геннадий Вдовин делится дерзновенными планами

Виктория Пешкова

На этой неделе в Москве проходила знаковая международная конференция «Уникальный памятник архитектуры конца XVIII века дворец-театр в Останкине в контексте международного опыта реставрации и сохранения дворцовых комплексов: новый взгляд на старые проблемы». Перед началом масштабной реставрации в музей-усадьбу пригласили видных представителей мирового музейного сообщества. Важность такого разговора трудно переоценить, как и опыт тех, кто уже прошел между Сциллой планов и Харибдой суровых реалий. Неудивительно, что беседа корреспондента «Труда» с директором музея в Останкино вышла далеко за пределы обсуждения судьбы замечательного памятника.

Геннадий Викторович, конференцию такого масштаба «Останкино» проводит впервые. Будете обращаться к граду и миру?

— Именно так. Знакомить научное сообщество с проблемами, которые перед нами стоят. Такая форма получения информации людям нашего цеха привычней интернета. К тому же мы приглашаем коллег из немецкого Сан-Суси и шведского Дротт-нингхольма, голландских специалистов по реставрации бумажных обоев. Хотим пообщаться с теми, кто имеет опыт работы с деревянными памятниками, особенно с теми, кто уже пережил подобный реставрационный кошмар.

— Бюджет уже известен?

— Только приблизительно. Точные цифры появятся при разработке проектной документации, а это можно будет делать только после утверждения самого проекта.

— Сколько продлится «эпоха Возрождения»?

— Тоже пока сложно сосчитать. Но мэр столицы Сергей Собянин на пресс-конференции в парке «Останкино» сказал: торопиться не будем. Нас это радует — не хочется золотить гнилье и сдавать его под фанфары к какой-нибудь круглой дате.

— Проект реставрации Останкинского дворца начали разрабатывать еще два года назад. Вы довольны результатом?

— Это очень непростая работа. К чести зодчих, они презрели свое архитектурное высокомерие и вникли в наши проблемы. Так что проектом мы в целом довольны. Сейчас он идет на экспертизу. Это займет три-четыре месяца. Если проект утвердят, будет объявлен тендер на проведение работ, а сами работы тогда начнутся будущим летом.

— Многие москвичи опасаются, не постигнет ли «Останкино» судьба «Царицыно», где, как известно, именно золотили гнилье и «поправляли руины новостроем»...

— Чтобы преодолеть «царицынскую фобию», мы работаем в социальных сетях: на страницах музея постоянно докладываем, что происходит. Выиграли грант в номинации «Первая публикация» конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда Потанина. На эти средства сделаем сайт, где будем рассказывать о реставрации буквально в пошаговом режиме — не просто что делают, а почему на каждом этапе принимается то или иное решение.

— То есть в данном случае полагаетесь на интернет, тогда как повальную компьютеризацию музейного дела вы не одобряете?

— Меня она настораживает. Музей призван дарить человеку чувство подлинника, а мы призываем посетить его виртуально, заменяя подлинник копиями. То есть отдаляем человека от истинного, ведя его к виртуальному. Кому-то и копии вполне достаточно, но чем больше копий мы будем производить, тем больше народа ими и удовлетворится. Но вопреки распространенному мнению, сегодня и молодым виртуальность приелась, не так интересна. Я не раз слышал от хороших, умных мальчишек: «Это для вас компьютер все еще чудо, а мы в этом родились, так что дайте нам подлинное — потрогать, понюхать...»

Это очень важный нюанс. Зачастую власти легко покупаются на все, что модно, дешево и сердито. Гораздо дешевле выложить на сайте картинки, чем реставрировать те же памятники и коллекции, устраивать выставки с неизбежными страховками и транспортировками. Но надо ясно представлять: если эта тенденция победит, это будет одно из самых крупных поражений в культурной политике.

— Кстати, знающий народ с азартом обсуждает проект «Основ» этой самой культурной политики. Вы как к нему относитесь?

— Проделана огромная работа, но я не очень понимаю, что нам, служителям культуры, этот документ даст. Тут действует какая-то цыганская логика — чего этих чад мыть, мы же новых нарожаем! По закону об охране памятников никто никогда не был наказан — даже рублем не поплатился. Направить бы энергию депутатов на то, чтобы заставить работать существующие законы. И не надо говорить, что они несовершенны, — совершенного законодательства не бывает в принципе. И увеличение количества законов не делает существующие лучше. Каков будет статус нового документа?

— По идее он ляжет в фундамент Стратегии развития культуры до 2025 года.

— Какой будет эта стратегия — плохо представляю. Но при нынешнем бедственном положении культуры переводить пар не в турбину, а в свисток вряд ли разумно. За всем этим камланием деньги стоят пока виртуальные. На его основе вряд ли кто-то будет перекраивать бюджет.

— В «Основах» есть отдельная глава о защите русского языка...

— Да не нужно его защищать! Сам справится. Переварит и это англоязычное нашествие, как переварил франкоязычное в XVIII и в первой половине XIX века и немецкоязычное — во второй. Конечно, я с некоторой завистью смотрю на братьев-чехов, которые в свое время сознательно образовывали для иностранных слов отглагольные существительные: самолет — летадло, пароход — плавидло. У них был давний прецедент: театр — дивидло, от слова «диво». Потому и автомобиль можно назвать ездадло или ездидло. У нас Шишков попробовал — не прошло.

— От нецензурщины его тоже защищать не надо?

— Нет! Давайте защитим русский мат от нецензурной брани. Ругаться матом — дело нехитрое. Хитрое дело — говорить на нем. Это такое же достояние русского языка, как и многое другое. И дело не в том, что иногда без него никак. Есть понятия, которые он гораздо емче выражает. Кто такой «чудак на букву «М», нормальными словами не объяснишь. Однажды очень хороший канадский славист сказал, что много лет живет в России, а что такое этот «чудак», понять не может. Я пояснил — это человек альтернативно одаренный: вроде и умен, и образован, а: Он все равно не очень понял. А закон: Ну что, нет у нас проблем, кроме как бороться с курением, матом и охранять русский язык неведомо от кого и чего? При том, что ЕГЭ по русскому наши дети сдают на двойку с плюсом.

— Малограмотность давно уже в порядке вещей!

— На то есть совершенно объективные причины. Минувшие 20 лет были такой плотности и событийности, что в стремлении успеть за происходящим нам было важнее сказать, чем думать о правильности речи. Не вижу я никакой катастрофы — если, конечно, мы не перестанем читать сами и привьем любовь к чтению своим отпрыскам.

— Как?

— А все тем же способом — личным примером. Папа с книжкой — хороший аргумент. Или семейное обсуждение за ужином нового романа. Один юнец страдал-страдал и, наконец, спросил, про что «Живаго»...

— И что вы ему ответили?

— Русский язык лишен глагола «любить». Физический процесс литературно никак не описывается — либо мат, либо технология, либо биология. «Живаго» — мощнейший эксперимент по созданию русской эротической прозы. Без единого матерного слова! Ничего эротичнее у нас нет. «А, — сказал юнец, — тогда я буду читать». Но читать-то надо уметь. Уметь работать с книгой. Много вы сейчас встречаете людей, читающих с карандашом в руках?

— Совсем не встречаю. Но, боюсь, многим разбираться в устройстве текста покажется уже слишком скучным.

— Не думаю. «Как это устроено?» — самый интересный вопрос для человека в любом возрасте и в любую эпоху. На одной «Биб-лионочи» я предложил при библиотеках открывать кружки, где учили бы писать стихи. Через это искушение в определенном возрасте проходит любой — слишком сильна охота к самовыражению. Почему бы ее не использовать? Думаю, не защищать язык надо, а научить им пользоваться.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5203
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4531
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...