Главная Культура 00:04 19 Сентября 2014 1812
«Золотить гнилье не будем!»

Директор уникального музея-театра в Останкино Геннадий Вдовин делится дерзновенными планами

Виктория Пешкова

На этой неделе в Москве проходила знаковая международная конференция «Уникальный памятник архитектуры конца XVIII века дворец-театр в Останкине в контексте международного опыта реставрации и сохранения дворцовых комплексов: новый взгляд на старые проблемы». Перед началом масштабной реставрации в музей-усадьбу пригласили видных представителей мирового музейного сообщества. Важность такого разговора трудно переоценить, как и опыт тех, кто уже прошел между Сциллой планов и Харибдой суровых реалий. Неудивительно, что беседа корреспондента «Труда» с директором музея в Останкино вышла далеко за пределы обсуждения судьбы замечательного памятника.

Геннадий Викторович, конференцию такого масштаба «Останкино» проводит впервые. Будете обращаться к граду и миру?

— Именно так. Знакомить научное сообщество с проблемами, которые перед нами стоят. Такая форма получения информации людям нашего цеха привычней интернета. К тому же мы приглашаем коллег из немецкого Сан-Суси и шведского Дротт-нингхольма, голландских специалистов по реставрации бумажных обоев. Хотим пообщаться с теми, кто имеет опыт работы с деревянными памятниками, особенно с теми, кто уже пережил подобный реставрационный кошмар.

— Бюджет уже известен?

— Только приблизительно. Точные цифры появятся при разработке проектной документации, а это можно будет делать только после утверждения самого проекта.

— Сколько продлится «эпоха Возрождения»?

— Тоже пока сложно сосчитать. Но мэр столицы Сергей Собянин на пресс-конференции в парке «Останкино» сказал: торопиться не будем. Нас это радует — не хочется золотить гнилье и сдавать его под фанфары к какой-нибудь круглой дате.

— Проект реставрации Останкинского дворца начали разрабатывать еще два года назад. Вы довольны результатом?

— Это очень непростая работа. К чести зодчих, они презрели свое архитектурное высокомерие и вникли в наши проблемы. Так что проектом мы в целом довольны. Сейчас он идет на экспертизу. Это займет три-четыре месяца. Если проект утвердят, будет объявлен тендер на проведение работ, а сами работы тогда начнутся будущим летом.

— Многие москвичи опасаются, не постигнет ли «Останкино» судьба «Царицыно», где, как известно, именно золотили гнилье и «поправляли руины новостроем»...

— Чтобы преодолеть «царицынскую фобию», мы работаем в социальных сетях: на страницах музея постоянно докладываем, что происходит. Выиграли грант в номинации «Первая публикация» конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда Потанина. На эти средства сделаем сайт, где будем рассказывать о реставрации буквально в пошаговом режиме — не просто что делают, а почему на каждом этапе принимается то или иное решение.

— То есть в данном случае полагаетесь на интернет, тогда как повальную компьютеризацию музейного дела вы не одобряете?

— Меня она настораживает. Музей призван дарить человеку чувство подлинника, а мы призываем посетить его виртуально, заменяя подлинник копиями. То есть отдаляем человека от истинного, ведя его к виртуальному. Кому-то и копии вполне достаточно, но чем больше копий мы будем производить, тем больше народа ими и удовлетворится. Но вопреки распространенному мнению, сегодня и молодым виртуальность приелась, не так интересна. Я не раз слышал от хороших, умных мальчишек: «Это для вас компьютер все еще чудо, а мы в этом родились, так что дайте нам подлинное — потрогать, понюхать...»

Это очень важный нюанс. Зачастую власти легко покупаются на все, что модно, дешево и сердито. Гораздо дешевле выложить на сайте картинки, чем реставрировать те же памятники и коллекции, устраивать выставки с неизбежными страховками и транспортировками. Но надо ясно представлять: если эта тенденция победит, это будет одно из самых крупных поражений в культурной политике.

— Кстати, знающий народ с азартом обсуждает проект «Основ» этой самой культурной политики. Вы как к нему относитесь?

— Проделана огромная работа, но я не очень понимаю, что нам, служителям культуры, этот документ даст. Тут действует какая-то цыганская логика — чего этих чад мыть, мы же новых нарожаем! По закону об охране памятников никто никогда не был наказан — даже рублем не поплатился. Направить бы энергию депутатов на то, чтобы заставить работать существующие законы. И не надо говорить, что они несовершенны, — совершенного законодательства не бывает в принципе. И увеличение количества законов не делает существующие лучше. Каков будет статус нового документа?

— По идее он ляжет в фундамент Стратегии развития культуры до 2025 года.

— Какой будет эта стратегия — плохо представляю. Но при нынешнем бедственном положении культуры переводить пар не в турбину, а в свисток вряд ли разумно. За всем этим камланием деньги стоят пока виртуальные. На его основе вряд ли кто-то будет перекраивать бюджет.

— В «Основах» есть отдельная глава о защите русского языка...

— Да не нужно его защищать! Сам справится. Переварит и это англоязычное нашествие, как переварил франкоязычное в XVIII и в первой половине XIX века и немецкоязычное — во второй. Конечно, я с некоторой завистью смотрю на братьев-чехов, которые в свое время сознательно образовывали для иностранных слов отглагольные существительные: самолет — летадло, пароход — плавидло. У них был давний прецедент: театр — дивидло, от слова «диво». Потому и автомобиль можно назвать ездадло или ездидло. У нас Шишков попробовал — не прошло.

— От нецензурщины его тоже защищать не надо?

— Нет! Давайте защитим русский мат от нецензурной брани. Ругаться матом — дело нехитрое. Хитрое дело — говорить на нем. Это такое же достояние русского языка, как и многое другое. И дело не в том, что иногда без него никак. Есть понятия, которые он гораздо емче выражает. Кто такой «чудак на букву «М», нормальными словами не объяснишь. Однажды очень хороший канадский славист сказал, что много лет живет в России, а что такое этот «чудак», понять не может. Я пояснил — это человек альтернативно одаренный: вроде и умен, и образован, а: Он все равно не очень понял. А закон: Ну что, нет у нас проблем, кроме как бороться с курением, матом и охранять русский язык неведомо от кого и чего? При том, что ЕГЭ по русскому наши дети сдают на двойку с плюсом.

— Малограмотность давно уже в порядке вещей!

— На то есть совершенно объективные причины. Минувшие 20 лет были такой плотности и событийности, что в стремлении успеть за происходящим нам было важнее сказать, чем думать о правильности речи. Не вижу я никакой катастрофы — если, конечно, мы не перестанем читать сами и привьем любовь к чтению своим отпрыскам.

— Как?

— А все тем же способом — личным примером. Папа с книжкой — хороший аргумент. Или семейное обсуждение за ужином нового романа. Один юнец страдал-страдал и, наконец, спросил, про что «Живаго»...

— И что вы ему ответили?

— Русский язык лишен глагола «любить». Физический процесс литературно никак не описывается — либо мат, либо технология, либо биология. «Живаго» — мощнейший эксперимент по созданию русской эротической прозы. Без единого матерного слова! Ничего эротичнее у нас нет. «А, — сказал юнец, — тогда я буду читать». Но читать-то надо уметь. Уметь работать с книгой. Много вы сейчас встречаете людей, читающих с карандашом в руках?

— Совсем не встречаю. Но, боюсь, многим разбираться в устройстве текста покажется уже слишком скучным.

— Не думаю. «Как это устроено?» — самый интересный вопрос для человека в любом возрасте и в любую эпоху. На одной «Биб-лионочи» я предложил при библиотеках открывать кружки, где учили бы писать стихи. Через это искушение в определенном возрасте проходит любой — слишком сильна охота к самовыражению. Почему бы ее не использовать? Думаю, не защищать язык надо, а научить им пользоваться.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9464
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?