Тогда в нашей газете было напечатано письмо поэта Сергея Михалкова, который рассказывал о разведчике Юрии Антоновиче Колесникове и, в частности, о том, как во время Великой Отечественной тот воевал в глубоком тылу противника.
Особое внимание автор письма уделил событиям лета 1944 года, когда Колесников участвовал в особо важных и дерзких операциях. Это и захват его группой трех вражеских эшелонов с танками, пушками, штабными документами. И предотвращение взрыва заминированного гитлеровцами 186-метрового моста через Неман, по которому должны были наступать наши войска. И бой с танковым корпусом, куда входили отборные эсэсовские дивизии «Мертвая голова», «Викинг», «Великая Германия». В этом бою после ранения командира Колесников стал командовать полком. Все атаки противника были отражены. 36 немецких танков остались на поле боя, у врага были отбиты ранее захваченные ими наши катюши.
В письме Сергея Михалкова отмечалось, что за эти операции Юрий Антонович не раз представлялся к званию Героя Советского Союза. Один из документов был подписан легендарным партизанским командиром, дважды Героем Советского Союза Сидором Ковпаком. Однако и этой реляции не был дан ход. Дело в том, что у Колесникова нашелся влиятельный недоброжелатель – злобный и завистливый особист, на счету которого были погубленные жизни, искалеченные судьбы. Из-за этого у него с Колесниковым в партизанском отряде произошел конфликт, дошедший однажды до стрельбы. С тех пор мстительный особист, пошедший на повышение, делал все, чтобы осложнить жизнь Колесникову, оставить его без наград. А представлять его к наградам продолжали и потом – к орденам Ленина, Богдана Хмельницкого, к ордену «Крест Грюнвальда» – за участие в боях на польской земле.
«Рассказанное мною, – подчеркивал Сергей Михалков на страницах «Труда», – отнюдь не «воспоминания», которых теперь так много и где порой без всякой корысти соединяется быль и фантазия, причудливо переплетенные в памяти, ослабевшей за многие десятилетия. Нет! Передо мной документы, свидетельствующие о конкретных делах конкретного человека. Это заверенные печатями свидетельства известных партизанских командиров – Героев Советского Союза». В заключение С. Михалков писал: для тех, кто прошел войну, это «совсем недавнее, почти вчерашнее время. В их сердцах и памяти живы и торжество удач, и боль потерь. А потому справедливость в отношении этих людей обязана восторжествовать».
Прошло совсем немного времени после публикации письма в «Труде», и, к нашей радости, стало известно, что Юрий Колесников удостоен звания Героя Российской Федерации. Юрий Антонович и в дальнейшем не терял связи с газетой, встреча с которой, по его словам, принесла ему удачу. Это, конечно, преувеличение: редакция лишь сделала то, что должна была сделать. Тем не менее, Герой России стал постоянным героем и автором «Труда», с готовностью откликался на просьбы наших журналистов. А газета писала, например, о том, как в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе была открыта постоянная экспозиция, посвященная Колесникову, о вышедшей тогда его новой книге «Лабиринты тайной войны».
А еще раньше у Юрия Антоновича вышло более десяти книг, основанных на документальном материале. Они издавались большими тиражами, были переведены на английский, испанский, арабский и другие языки. За эти книги Юрий Колесников был принят в члены Союза писателей СССР, стал лауреатом премии «Золотой венец Победы», премии имени Константина Симонова.
За несколько дней до кончины писатель закончил документальный роман «Среди богов…» – масштабное по охвату исторического и жизненного материала повествование. Впечатляет и его обширный географический диапазон. Это предвоенная Бессарабия, входившая тогда в состав Румынии, в 1940-м году присоединенная к СССР, где Колесников родился и провел юные годы; Бухарест, где он учился в авиашколе. Затем Одесса, юг Украины – там автор перед началом войны и в первые ее месяцы начинал службу в НКВД. Уфа, где проходил подготовку в разведывательной школе. После этого 32 месяца в тылу противника на Украине, в Белоруссии – в партизанских соединениях, в том числе под началом Сидора Ковпака и Петра Вершигоры.
После войны – нелегальная работа в Румынии и Палестине. И, конечно, Москва, где разрабатывались планы многих операций. Книга посвящена памяти тех, кого автор называет своими учителями, – легендарным руководителям советской разведки Павлу Судоплатову, Якову Серебрянскому, Павлу Фитину, партизанскому командиру Сидору Ковпаку. В книге фигурируют и высшие руководители НКВД–МГБ Лаврентий Берия, Виктор Абакумов, с которыми автору довелось общаться, причем порой в ситуациях весьма критических, чреватых для него трагическим исходом.
Встреча читателей с этой книгой еще предстоит. И мы не раз с восхищением и благодарностью вспомним о герое-разведчике, писателе, достойном свидетеле своего героического времени, светлом человеке Юрии Антоновиче Колесникове.