Главная Культура 10:53 19 Июля 2023 2145
Красивый, стотридцатилетний

Отчего Маяковский и сегодня остается «лучшим, талантливейшим поэтом нашей эпохи»

Дарья Ефремова
Сегодня Маяковский мог быть кем угодно — блогером-миллионником, акулой рекламного бизнеса, рок-звездой. Фото: globallookpress.com

19 июля исполняется 130 лет со дня рождения Владимира Маяковского, «тринадцатого апостола», мечтавшего о любви даже со стороны врагов и видевшего миссию поэта в том, чтобы собирать людские горести и нести их Богу. О футуризме и русском авангарде, революции как эстетике, гиперболизме и громогласном юношеском максимализме оставшегося вечно молодым гения мы поговорили с заведующей научно-экспозиционным отделом Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля , специалистом по творчеству Маяковского Мариной Красновой.

— Маяковского то поднимали на государственный щит, то демонстративно забывали. Но сегодня, парадоксальным образом, все больше распространяется точка зрения, почти дословно повторяющая определение его фигуры Сталиным: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Разве что слово «советской» потеряло актуальность… Есенин не менее популярен, но то иной миф – «народный». Маяковский – глашатай не народа, а авангарда во всех его проявлениях – от лесенки стихов до политики и ее высшей формы – революции. Кем бы он был сегодня?

— Маяковский мог быть кем угодно — блогером-миллионником, акулой рекламного бизнеса, рок-звездой. Марина Цветаева точно подметила, что «своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать».

Например, он первым увидел в рекламе вид искусства, к которому подходил чрезвычайно серьезно. Его современники очень удивлялись, когда узнавали, что поэт такого дарования пишет тексты для коммерческих нужд. Однако он отлично понимал, что целевая аудитория, например, рекламы сосок – вполне взрослые представители ревущих двадцатых, которым предстоит строить страну. Недаром хулиганский слоган — «Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет» — на Парижской выставке удостоили серебряной медали. Провокация – часть его имиджа. Он был кем-то вроде рок-звезды своего времени — ни один поэт не собирал таких залов, да и не странствовал столько. В 1927 году Маяковский отсутствовал в Москве 181 день, объехав сорок городов России и еще за границей успев побывать. В его архиве сохранились впечатления от выступления на заводе в Баку. Отчитав программу, поэт попросил проголосовать – многие ли его поняли. 799 рабочих из 800 подняли руки: да! Он очень хотел «быть понят родною страной», достучаться до каждого читателя. Чтобы расположить к себе аудиторию и вывести ее на живой разговор, строил программу динамично, разбивая ее на три части: сначала доклад на актуальную, чаще всего спорную тему (говорил и о моде — «Даешь изящную жизнь»), затем стихи, а в заключение – ответы на записки публики. Он даже собирался написать книгу «Универсальный ответ записочникам», но, к сожалению, не успел.

— Его рифмы, словообразование, подача сюжета не имеют себе равных. Я даже слышала от экс-директора музея Маяковского, что именно он, а не Пушкин, создал современный русский язык. И правда: «Но поэзия — пресволочнейшая штуковина: существует — и ни в зуб ногой». Это словно сегодня, а не сто лет назад, сказано, притом не старым, а вполне молодым человеком.

— Знаменитая «лесенка», появившаяся в 1923 году, действительно ближе к нашей сегодняшней речи, чем ода или каламбур пушкинского времени. Кстати, изобретена она была не из страсти к формотворчеству – Маяковский так расставлял акценты, чтобы нам было проще его услышать. Это мысли на ходу, отбиваемые ритмом шага по ступенькам. Неслучайно он называет себя тринадцатым апостолом: в его понимании поэт — это медиум между высшим миропорядком и людьми, о чем он написал в поэме «Владимир Маяковский».

— Специалисты отмечают титанизм, сверхчеловечность его поэзии. Эти качества только станут чертами советской эстетики будущего, а у Маяковского они отчетливы уже в 1915 году.

— Он навсегда остался юношей-максималистом, для которого существуют только черное и белое, громада-любовь и громада-ненависть... «Сплошное сердце стучит повсеместно» – не просто образ, а способ существования: Маяковский все чувствует гиперболически. И этим близок молодежи — вчерашней, сегодняшней, я уверена, что и будущей. Когда молодой человек открывает его стихи, то понимает, что в этом мире он не одинок, кто-то переживает такие же острые чувства. Не случайно посвященный Маяковскому паблик «ВКонтакте» насчитывает сотни тысяч подписчиков. На всю жизнь и после смерти он остался красивым, двадцатидвухлетним.

— Маяковский разочаровался в большевистской партии сразу после того, как в 19 лет отсидел шесть месяцев в Бутырской тюрьме. И все же он приветствовал революцию – почему?

— Виктор Шкловский точно заметил: Маяковский «вошел в революцию, как в собственный дом, пошел прямо и начал открывать окна». Сперва большевистская идея увлекла его, но быстро наступило разочарование, он понял: его дело – революция в искусстве. Как идеалист, ждал – вот-вот построят город-сад: «Я знаю город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!» Другим поворотным моментом для него стала смерть Ленина, которого он считал настоящим вождем, гарантом перемен к лучшему. В 1929 году Маяковский пишет пьесу «Баня», изобличающую бюрократию. Артист Игорь Ильинский, для которого он написал роль главначпупса Победоносикова, отказывался ее играть, уверяя, что в советском государстве бюрократизма нет. Пьесу поставил Всеволод Мейерхольд, Маяковский выступил в качестве второго режиссера. Спектакль вызвал шквал критики, Маяковского требовали исключить из партии (не знали, что он беспартийный), сравнили с «антисоветчиком» Платоновым, запретили гастроли за рубежом. Все это ударило очень тяжко, ведь Маяковский не был против СССР, он лишь хотел открыть глаза советской власти на ее изъяны. Но от пьесы не отказался. На одном из таких «диспутов» заявил, что если бы ему сейчас дали заказ на пьесу, он вновь написал бы «Баню». Травля набирала обороты — на его персональную выставку по случаю двадцатилетия литературной деятельности никто из тех, кого он хотел видеть, не пришел - проигнорировали многие друзья, правительство. Неслучайно в предсмертной записке Маяковский написал «У меня выходов нет».

— В книге «Тринадцатый апостол» литературовед Дмитрий Быков (внесен в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ – прим. ред.) замечает: «Христос пошел за нас на крест, Пушкин за всех нас был убит на дуэли, Маяковский за нас застрелился». По мнению исследователя, самоубийство поэта — логичный шаг «агитатора, горлана, главаря», поставивший точку в его жизни, которая вся – обращенная к нам речь-манифест. Согласны?

— Маяковский породил обширную мифологию. А по выражению Шкловского, погиб, «обставив свою смерть сигнальными огнями». Он показал, что гибнут не от несчастной любви, а от того, что тебя разлюбили. Это, конечно, не про женщин, и точно не про Лилю Брик, которая, помимо прочего, была его другом, единомышленником и импресарио. И даже не про отношения с советской властью. Просто все сошлось. Его последняя любовь Вероника Полонская сыграла в тот вечер роль орла и решки. Он уговаривал ее остаться, она ответила, что сначала должна поехать домой и объясниться с мужем, но после готова вернуться. Он отрезал — тогда уходи. Провожать отказался, дал денег на такси. Дойдя до парадной, она услышала выстрел...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

При поддержке «Роснефти» Индия принимает премьеру ледового шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады» 

Фото предоставлены организаторами мероприятия

Представление в течение трех дней пройдет на спортивном стадионе EKA ARENA Ахмадабада.  Специально для шоу на стадионе установлена ледовая площадка, для создания которой было использовано более 100 тонн настоящего льда. Сюжет ледового...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7572
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 7500
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?