Построить дорогу — дело всегда затратное. Конечно, не такое затратное, как в Москве, где реконструкция МКАД обошлась в 15 млрд рублей, но все же. Поэтому вполне естественно желание инвесторов вернуть хотя бы часть своих вложений. Так дороги становятся платными.
Основных способов оплаты проезда по платной дороге три: фиксированный, покилометровый и принцип абонемента. Первый предельно понятен: при въезде на трассу водитель платит определенную сумму — независимо от того, сколько он проедет. Обычно эта система используется на не слишком длинных трассах.
Второй метод тоже прост, хотя и весьма разнообразен. На платную трассу водитель попадает через турникет, где получает талон. Съезжая с дороги (тоже через турникет), он платит за то расстояние, что проехал. Или сначала платит часть суммы, а остальное — потом. Заплатить можно наличными, банковской картой, специальной дорожной картой, с помощью мобильного телефона: В США, Канаде и Австралии используется еще один метод взимания денег с автомобилистов: при въезде на платную дорогу машину засекает видеокамера, а потом владельцу приходит счет по почте.
Абонементы на пользование дорогами используют в Австрии, Словении, Венгрии, Швейцарии и еще в нескольких странах. Водитель покупает специальный стикер (его называют виньеткой) и приклеивает под лобовое стекло. После этого он может разъезжать по стране где угодно и сколько угодно.
В Европе платная дорога отличается от бесплатной в первую очередь качеством покрытия и количеством рядов. А во вторую — инфраструктурой: здесь больше заправок, заведений общепита, магазинов, туалетов, мест для пикника и отдыха. На обочинах через каждые несколько километров установлены телефоны для связи с экстренными службами. Наконец, самое важное: как правило, по платным дорогам разрешается ехать быстрее, чем по обычным.
Цена вопроса в каждой стране своя. Вообще на стоимость проезда по дороге обычно влияет стоимость самой дороги: если на трассе полно мостов и тоннелей, то даже за несколько километров надо будет заплатить ощутимую сумму. Самыми дорогими дорогами в Европе считаются французские: здесь 1 километр трассы стоит примерно 0,12 евро, то есть около 4 рублей. В России, где на всю гигантскую территорию пока действует в общей сложности лишь около 450 километров платных дорог, хотят ввести среднюю плату за проезд 1 рубль за километр. Вроде немного, но с учетом наших расстояний получаются неадекватные суммы. Судите сами: если к стоимости маршрута туда-обратно прибавить расходы на бензин, то путешествие на машине, скажем, из Москвы в Санкт-Петербург и назад обойдется чуть дороже поездки на поезде. А если в Казань — то чуть дешевле перелета на самолете. И вовсе не потому, что билеты на поезда и самолеты у нас дешевые. Согласитесь, ситуация выглядит как-то странно.
А вообще, по нашему глубокому убеждению, правительства всех стран должны равняться на Германию. Проезд по автобанам для легковых машин там совершенно бесплатный. И при этом водитель получает многорядную дорогу идеального качества. Предельная скорость на ней не ограничена. Другие участники движения — самые организованные и вежливые водители на земле. Ведь существует же такое счастье в отдельно взятой стране! Значит, и в других местах это возможно.