В рассказе Виктора Пелевина «Некромент» один генерал ГАИ убивал и кремировал своих подчиненных, а из праха делал «лежачих полицейских» — чтобы оправдать название этой вещи. На самом деле «лежачие полицейские», или, если официально, искусственные дорожные неровности (они же — ИДН), изготовлены из резины — прочной и не подверженной влиянию реагентов, которыми поливают дороги. Иногда этот материал добывают из отслуживших и переработанных автомобильных шин. Резину армируют металлом — чтобы «полицейский» не сплющивался, а сверху устанавливают свето-отражающие вставки и крепят все к асфальту болтами.
Прекрасная конструкция — особенно по сравнению с самыми первыми, американскими, «лежачими полицейскими» (sleeping policeman на языке оригинала). Они были сделаны из досок, бревен, камней и глины — короче, из всего, что оказывалось под рукой, вернее, под ногой. Такие ИДН устанавливали в начале ХХ века американские фермеры на границах своих хозяйств — чтобы автомобилисты-лихачи не давили их скот и птицу. К слову, в Европе «лежачие полицейские» появились только после Первой мировой войны и тоже имели очень разнообразную форму и размеры. В России ИДН в нынешнем их виде начали устанавливать лет 10 назад.
По форме ИДН делятся на волнообразные и трапециевидные. Искусственная неровность — вещь по идее временная, при необходимости ее можно легко и быстро разобрать. Только не пытайтесь проделать это самостоятельно — подсудное дело. Цена среднестатистического ИДН поражает самое смелое воображение: только один небольшой фрагмент «полицейского» 50×50 сантиметров стоит в среднем 1,4 тысячи рублей. Легко подсчитать, во сколько обойдется ИДН для улицы шириной 10 метров. Плюс стоимость монтажа (кстати, каждый болт обойдется в 25 рублей) и обслуживания. Принцип этого ценообразования объяснить невозможно, но зато становится немного понятнее, куда уходят наши дорожные налоги.
Впрочем, все мы встречали и бюджетные ИДН — в виде накатов из асфальта. По правилам их могут устанавливать только за пределами городов. Еще немного о правилах: «лежачие полицейские» не могут возвышаться над дорогой больше чем на 7 сантиметров. Их длина не должна быть меньше ширины улицы, допустимые отступы — по 20 сантиметров с каждой стороны. Свето-отражающие элементы должны занимать не менее 15% площади «лежачего полицейского». Не допускается эксплуатация сломанного ИДН — с отвалившимися фрагментами или обнажившимися болтами. И самое трогательное: срок устранения дефекта «лежачего полицейского» не должен превышать трех суток! Интересно, хотя бы одну ИДН в Москве удалось починить в столь короткие сроки?
Напоследок напомним, что искусственную дорожную неровность надо проезжать, убрав ногу с педали тормоза: если вы дорожите подвеской машины, притормаживать следует только перед препятствием, а не на нем.