Министр культуры РФ Владимир Мединский выступил в «Известиях» со статьей, которую можно назвать программной: с методичностью чиновника он объяснил, как отныне государство намерено строить свои отношения с деятелями культуры и искусства. Похоже, эпоха самовыраженческой вседозволенности, оплачиваемой из госкармана, стремительно закатывается. Но какой будет заря «новой жизни» людей в искусстве?
Цепь скандалов в сфере искусства ковалась не один год. Звенья у нее хоть и разнокалиберные, но сама она становилась все внушительнее. Застрельщиками выступили деятели искусства изобразительного. Наэпатировались они всласть. Достаточно вспомнить «Эру милосердия», воплощенную арт-группой «Синие носы» в виде целующихся милиционеров на фоне идиллических русских березок, или мегафаллос, «эрегировавший» на пролете Литейного моста.
А затем инициативу решительно перехватили театральные деятели. И понеслось: «Человек-подушка», «Изображая жертву», «Карамазовы» и «Идеальный муж» (на фото) (все — МХТ им. Чехова), «Федра. Золотой колос» (Театр наций), «Пластилин» (Центр драматургии и режиссуры), «Июль» («Практика»), «(М)ученик» («Гоголь-центр»), «Борис Годунов» («Ленком»). Перечень, как принято выражаться в таких случаях, далеко не полон.
Наделавший шуму новосибирский «Тангейзер» и несколько поблекший на его фоне псковский «Банщик» стали последними каплями, переполнившими чашу государственного терпения.
Неудивительно, что именно на примере театра господин Мединский пояснил, что и как теперь будет поддерживаться государством, перечислив ценности, общие для художника и власти. Спектр широк: от служения Отечеству и уважения к созидательному труду до преемственности тысячелетней истории России, семейных ценностей и норм человеческого общежития, поскольку, цитирую, «культура — это пространство, в котором задаются и поддерживаются важнейшие для общества нравственные координаты».
Если кому-то эти координаты своим творчеством поддерживать не хочется, он имеет на это право. Твори! Но не за госсчет. Потрудись найти мецената, готового вложить средства в художественные искания, и неси ответственность за судьбу своего детища — аренда, билеты, реклама, пресса... Только и всего. И если людей, которым творение придется по вкусу, наберется в достатке, творец голодным не останется. А если не наберется, то это проблема творца, а не государства.
И то, что нынешние бизнесмены не рвутся к лаврам Мамонтовых, Морозовых и Алексеевых, это тоже не проблема государства. Кстати, в конце XIX века в России государственных (сиречь императорских) театров было всего пять. И более трехсот — частных...
Логично? По идее художники, действующие внутри этих самых координат, могут творить спокойно. Вот только искусство — область, в которой незыблемые границы невозможны по определению. И как тогда определить, что соответствует координатам, а что нет? Впрочем, для чиновников такого вопроса не существует. Институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева изобрел «Предложения по созданию федеральной информационно-аналитической системы мониторинга реализации государственной культурной политики». Оценивать эффективность культурных мероприятий, в том числе спектаклей и театральных фестивалей, предлагается при помощи системы соцопросов.
В каждом театре предполагается установить терминал, с помощью которого зрители будут оценивать качество спектакля. Лаконичными да и нет дело не ограничится: отвечающему предлагается вдаваться в подробности: насколько спектакль помог ему утвердиться в традиционных ценностях, разобраться в истории и т. п. Так и видишь очередь у терминалов из желающих дать оценку произведению. Хотя, если серьезно, значительное произведение искусства оставляет долгое послевкусие, и человеку не всегда просто разобраться в своих эмоциях. А тут что-то вроде ЕГЭ: поставьте галочки...
Сами же чиновники намерены оценивать разнообразие (!) репертуара, удобство пользования веб-сайтом театра, цены билетов, безопасность и приспособленность помещений для людей с ограниченными возможностями и другие не менее серьезные показатели, никакого отношения к проблемам творчества не имеющие.
Инициатива чиновников уже нашла горячий отклик у мастеров культуры: руководители ведущих российских театров направили господину министру письмо, в котором от проекта его подчиненных не оставили камня на камне. В числе подписантов Лев Додин, Евгений Миронов, Андрей Могучий, Константин Райкин, Валерий Фокин. Они будут убеждать, аргументировать, опровергать, доказывать со всей силой отпущенного им таланта и темперамента. Но джинн уже вырвался из бутылки, и вернуть его обратно очень непросто.
Что и как теперь будет поддерживаться государством, Мединский объяснил на примере театра.