«Большинство российских семей должны иметь возможность приобрести комфортное жилье, используя как собственные, так и заемные средства… Необходимо развивать доступные ипотечные программы, цивилизованные арендные механизмы…» – сказано в приветствии премьера Дмитрия Медведева участникам учредительного съезда Национального объединения застройщиков жилья.
Глава правительства дежурно сообщил, что жилищное строительство «является одним из безусловных приоритетов государственной политики». Боюсь, граждане сказанному не поверили. Потому что подобных слов и заверений они уже слышали достаточно. И не только в давно ушедшие советские времена, когда в России худо-бедно сдавали 70–72 млн квадратных метров жилья в год. Сегодня у нас другая страна, совершенно иной уровень строительных технологий, вполне рыночные механизмы материального стимулирования строительного бизнеса, ежегодно поставляющего по десятку миллиардеров для списков «Форбс».
А сколько строим? По планам приоритетного национального проекта «Жилье», принятого еще в 2005 году, с учетом дальнейших корректировок, уже в 2010 году общий объем ежегодно вводимых в эксплуатацию квартир и индивидуальных домов должен был составить 80 млн квадратных метров, в 2012 году – 100 млн. В дальнейшем отечественная стройиндустрия должна была выйти на уровень 140 млн и строить по квадратному метру жилья в год на каждого россиянина.
На самом деле в РФ до сих пор ежегодно вводится чуть более 60 млн квадратных метров (в минувшем 2012-м – 65,2 млн). Зато цена каждого «квадрата» ныне вдвое превышает среднемесячную зарплату среднего россиянина. На скромную «однушку» нынче надо копить 8–10 лет, в течение которых цена вожделенной квартиры вырастет еще как минимум наполовину.
Созданное вчера Национальное объединение застройщиков вряд ли улучшит ситуацию: застройщики, естественно, будут защищать свои интересы. Но верно говорили об экономике сельского труда предки: «Крестьянин в заботе о своей семье будет кормить всю страну». Так и строитель: зарабатывая себе на хлеб с маслом, должен обеспечить жильем каждого бездомного.
Почему же этого не происходит? Посмотрим, о чем говорили на учредительном съезде застройщики России. В основные направления деятельности своей ассоциации они в первую очередь записали: «Устранение лишних административных барьеров». То есть именно чиновник мешает развитию жилищного строительства в России.
Второе – «Снижение расходов на подключение к инженерным сетям». Тоже наболевшая проблема. В 2011 году Владимир Путин, тогда еще премьер, на совещании в подмосковном поселке Новое Ступино удивился стоимости этих услуг: «Стоимость подключения новых домов к инженерным сетям в РФ в 40 раз выше, чем в развитых странах. Безобразие натуральное, даже стыдно об этом говорить». Эксперты подтвердили: «Взятки для прохождения административных препон составляют 5–15 % от стоимости проекта, коррупционные платежи за подключение к сетям – еще 7–10 %...»
Прошло еще два года – ничего не изменилось. Почему?
Наконец, третье, о чем говорили застройщики, – «устранение острого дефицита участков для жилищного строительства». Проблема смешная до слез: в стране, обладающей невероятными земельными богатствами, застройщики не могут найти клочка территории для сооружения жилых домов. Хотя еще пять лет назад был принят специальный федеральный закон и создан специальный Фонд содействия развитию жилищного строительства (РЖС), в задачу которого входила обязанность искать, находить неиспользуемые или плохо используемые земли, забирать их у владельцев в госсобственность и передавать под жилую застройку.
Но… фонд есть, а земли нет. Нет даже для крупных, богатых застройщиков, не говоря уже о частниках, которые сами построили бы себе коттедж, появись у них участок земли с подведенной электролинией, водопроводом и автодорогой. Большим успехом в РЖС считают редкие случаи, когда удается добыть пару-тройку участков для льготных семей, имеющих трех детей, хотя давно пора бы обеспечить и двухдетных… А ведь малоэтажная, индивидуальная застройка – это спасение любых жилищных программ, социальное благополучие миллионов семей, благоденствие территорий. Эта застройка постепенно пробивает себе дорогу через любые чиновничьи рогатки и коррупционные заслоны. Вокруг Новосибирска уже выросли 72 поселка «индивидуалов», вокруг Омска их 70, вокруг Нижнего Новгорода – 58, вокруг Челябинска – 59. В Белгородской области, где малоэтажное жилищное строительство приобрело статус первоочередного, а соотношение коллективного и индивидуального домовладений стремится к 20/80, коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 квадратных метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трех человек), уже доведен до 3,5 года и продолжает уменьшаться.
Таких примеров уже немало. Но и других, когда выполнение этой важнейшей для государства задачи усиленно тормозится, еще больше. Несмотря на все разработанные, очень неплохие программы, принятые законы и распоряжения. В том числе и подписанный полгода назад Дмитрием Медведевым документ об утверждении госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Может быть, пришла пора посмотреть, как не исполняются эти документы, кто и почему их тормозит?
Голос
Олег Пятлин, эксперт жилищного рынка:
– Жилищный вопрос в России не решается по причине отсутствия средств. Во-первых, у граждан уровень доходов низкий, деньги в основном уходят на текущие нужды. Во-вторых, сами банки занимают деньги под 8–9% годовых, и в таких условиях ставки по кредитам будут как минимум в полтора раза выше. Это делает ипотеку фактически недоступной для большинства населения.