Главная Жизнь 06:19 19 Июня 2012 131
Борис Лёвин: Наших выпускников на бирже труда нет
<p>Ректор МИИТа — о том, когда инженеры снова будут в моде</p>
Павел Орлов, Василий Щуров

Стране нужны инженеры, техники, конструкторы. Об этом говорят президент и премьер, директоры государственных заводов и частных компаний, работающих в реальном секторе. Но экзамены в школах снова показали, что выпускники предпочитают для сдачи ЕГЭ гуманитарные предметы. С такими аттестатами — дорога в бухгалтеры, юристы или банковские служащие, которых, к слову, и так более чем достаточно.

Почему спрос и предложение на рынке труда не пересекаются, как две параллельные прямые? И что надо сделать, чтобы молодежь выбирала карьеру инженера? Об этом мы говорили в редакции с Борисом Лёвиным — ректором легендарного МИИТа, ныне Московского государственного университета путей сообщения.

О физиках и лириках

 — Борис Алексеевич, в 90-е годы слово «инженер» звучало как приговор — вот, мол, не сумел устроиться в банк или адвокатскую контору, теперь считает рубли от получки до получки. А как сейчас?

— Отношение к инженерам изменилось. Власти осознали, что государственная политика должна опираться на реальную экономику, на инновации. Развитие современного производства невозможно без технических специалистов.

— Но в школах на экзаменах выбирают гуманитарные дисциплины. Чем это объяснить?

— Так всем проще — и ученикам, и учителям. У нас, к сожалению, слабая школа. Результаты ЕГЭ по физике намного хуже, чем по обществознанию. Я слышал, что сами преподаватели призывают не сдавать физику, чтобы не портить статистику. А в итоге мы дезориентируем молодежь и снижаем ее интеллектуальный уровень, который развивается прежде всего на основе фундаментальных наук.

— Получается замкнутый круг.

— На самом деле есть простое решение: сделать физику обязательным предметом ЕГЭ наряду с математикой и русским языком. Это поднимет качество преподавания предмета, который является важнейшим элементом фундаментальной подготовки. Мы в школе создадим интеллектуальный подпор, который позволит обеспечить хороший прием в технические вузы. Именно об этом я говорил на последней встрече с бывшим министром образования Фурсенко. Он красиво ушел от ответа — вот, мол, меня и так за ЕГЭ все критикуют, а вы еще один обязательный предмет предлагаете.

На самом деле это отговорка. Если у нас ставка на научно-технический прогресс, то в школе должны быть созданы все условия, чтобы дети были готовы поступать в технические вузы. В противном случае они просто не получат такой возможности.

О системе распределения

— Новый министр образования Ливанов заявил, что надо бы разобраться, сколько на самом деле требуется инженеров. Можно ведь выбрать технический вуз и потом остаться без работы...

— За все отрасли не скажу, поскольку не имею такой статистики. Что касается транспорта, то тут полная ясность. Российские железные дороги на десять лет вперед рассчитывают потребности в кадрах разного уровня. Мы видим, сколько надо принять и подготовить специалистов, чтобы заполнить вакансии.

— Вы готовите специалистов по заявкам? Но это советская система распределения!

— А почему «советская»? Такая система была в царское время, когда наш вуз готовил инженеров-путейцев и строителей для Транссиба. И сейчас она успешно работает. Каждые пять лет вузы проходят аккредитацию в Рособрнадзоре. Там есть вопрос: «Числятся ли выпускники на бирже труда?» Так вот, у нас последние 15 лет в этой графе — ноль. Случаев регистрации выпускников МИИТа на бирже нет.

— Это еще не факт, что все пошли работать на железную дорогу.

— По факту так: если берем целевой выпуск МИИТа, в прошлом году 97% вернулись на предприятия. Исключение — поступившие в аспирантуру и женщины, которые вышли замуж. Но кроме бюджетных у нас есть еще коммерческие места, примерно 50 на 50. Так вот если смотреть на весь выпуск, то на транспорт уходит 70%.

— Положим, бюджетник учился на путейца, но потом передумал. У нас же не крепостное право, чтобы заставлять работать из-под палки:

— Да, у нас рынок. Поэтому он должен вернуть деньги, затраченные на его подготовку. От 180 до 300 тысяч рублей за весь срок обучения.

— Для семьи из провинции это большая сумма.

— Для семьи, но не для конкурентов. Многие предприятия готовы платить эти деньги, чтобы получить наших инженеров. Такое случаи есть, но это исключение из правил. У нас слова «целевой набор» имеют прямой смысл. На бюджетные отделения приходят учиться те, кто уже сделал свой выбор.

О реформе образования

— Вы хотите сказать, что в школах есть специальные «желдорклассы»?

— Можно и так назвать. Есть система профориентации, рассчитанная на учеников 10-11-х классов. Готовить детей особенно важно сейчас, когда уровень школьных знаний не отвечает требованиям первого курса.

У нас девять вузов железнодорожного транспорта, у каждого своя система довузовской подготовки. Положим, если это ребенок из Москвы, Подмосковья и центральных регионов России, то он у нас тестируется и дополнительно занимается. А провинциальные школы к нам направляют педагогов по русскому, физике и математике, и мы им повышаем квалификацию. Причем за свой счет, потому что они — к примеру, в Мичуринске, — будут готовить детей к учебе у нас. После школы ребенок едет к нам по направлению предприятия и поступает на льготных условиях. Получает доплату к стипендии, каждое лето проходит производственную практику, диплом защищает по актуальной тематике. И потом едет на предприятие, где должен отработать как минимум три года.

Вот так работает для некоторых удивительная, но для нас естественная система отбора и профориентации.

— Скажите, зачем вообще огород городить? Есть же болонская система — вуз готовит инженера со степенью бакалавра, тот устраивается на предприятие и там получает специальную подготовку.

— Да, такая система в той же Франции. Но когда поинтересовался, сколько им потребуется инженеров на строительство железных дорог, то оказалось, что всего 12 человек в год. А ежегодный заказ от РЖД — на 250 таких специалистов. Если отраслевые вузы откажутся от целевой подготовки, то их просто не будет.

— То есть вы за отраслевое образование. А как же реформа?

— Вы имеете в виду бакалавров и магистров? Мы на эту систему перешли уже давно на гуманитарных и юридических специальностях. Но по основным специальностям обучение непрерывное. Наши железнодорожные предприятия, в отличие от французских, просто не могут заниматься дополнительной подготовкой недоученных инженеров. И потом: Ну скажите, почему надо смотреть на чужой опыт, а не на свой собственный? В нашей российской истории был только один период — с 1918 по 1928 год, — когда все отраслевые вузы отдали в Министерство просвещения. Хватило 10 лет, чтобы осознать ошибку, и отраслевые институты вернули в железнодорожное ведомство (НКПС). Зачем снова наступать на старые грабли?

О «цепочке» профтехобразования

— Кстати, об отечественном опыте — говорят, железным дорогам очень нужны люди с профессиональным техническим образованием?

— Еще не так давно в системе отраслевого профтехобразования было 117 ПТУ. После перестройки их отдали на местные бюджеты, и 87 ПТУ через два года оказались перепрофилированы. Городские власти как рассуждают? Железнодорожники нужны линейным предприятиям, расположенным в населенных пунктах, в том числе отдаленных.

И такая же участь чуть не постигла наши техникумы. Но благодаря поддержке Минтранса России все 48 отраслевых специализированных учебных заведений — ссузов — удалось сохранить путем их интеграции с вузами. МИИТ принял в свой состав 17 техникумов и колледжей.

Статус училищ вырос — они стали структурными подразделениями университетов. И если студент учится в техникуме на отлично, он может продолжить образование в нашем институте.

Кстати, отраслевые вузы сегодня готовят рабочие кадры по 150 специальностям, то есть фактически взяли на себя функции бывших отраслевых ПТУ. Надо же обеспечивать железные дороги путейцами, строителями, механиками и так далее.

— Ну, а зачем вам медицинский колледж и гимназия?

— Мы просто замкнули логическую цепочку. Взяли гимназию МПС в свой состав, сохранили ее для отрасли. За 2011 год она заняла первое место по Москве. Выпускники гимназии, кстати, владеющие двумя-тремя иностранными языками, без проблем поступают не только в МИИТе, но и в другие ведущие вузы.

И медицинский колледж МИИТа — один из лучших в Москве. Мы не могли его отдать, поскольку нуждаемся в кадрах по работе в ЧС. Когда бывший министр транспорта Левитин нас посещал, то был поражен увиденным в тренировочном зале колледжа. Представьте: стоит «скорая», вокруг манекены, имитирующие переживших авто- или железнодорожную катастрофу. Наши выпускники должны моментально определять, кого надо первым госпитализировать, чтобы спасти всех, кого возможно. Плюс должны обладать медицинской подготовкой, уметь обращаться со специальным оборудованием.

— Вы на себя многое берете. А где взять на это средства?

— По новому закону деньги идут за студентом. Сейчас бюджетные средства покрывают 25–30% наших потребностей. Еще 50% — это платное образование, основная статья наших доходов. Остальное дает наука.

— Обычно на науку дают деньги.

— У нас иначе. В прошлом году мы выполнили заказов более чем на 800 млн рублей. Это обследования, испытания, проектирование и так далее. Вы наверняка слышали про анкерное рельсовое крепление, которое сегодня внедряют по всей стране? Его изобрели в нашем институте. Оборот около 6 млрд рублей в год.

Наши заказчики — это вся страна, включая космос.

В том числе 40% заказов от РЖД. Так что наука в МИИТе и в других отраслевых вузах практически на сто процентов внебюджетная.

— А вы можете предложить железным дорогам новые, перспективные виды бизнеса?

— На французских железных дорогах, с которыми мы сотрудничаем, половину дохода приносит туризм и сервис. Да-да, вроде бы непрофильный бизнес дает столько же прибыли, как и перевозки. И у нас европейцы с большим удовольствием поехали бы путешествовать, например, по Транссибу. Однако сегодня это сложно — нет гостиниц, ресторанов, специальных вагонов-отелей, развлекательных программ. Или, скажем, обсуждаем в Сочи работу пассажирского порта. Участники дискуссии задаются вопросом, почему к нам не заходят «крутые» яхты. Да все потому же: нет сервиса! Хозяева яхт привыкли, что в порту подключатся к электрике, кондиционерам, что на берегу можно зайти хорошо пообедать, отдохнуть. Все сделано для них. Мы это должны видеть и учиться повторять, потому что деньги большие теряем.

О ярлыках и результате

— На какие специальности у вас самый большой конкурс?

— Самая востребованная специальность — управление процессами перевозок. Раньше она называлась «эксплуатация ЖД». Там есть логистика, коммерция, международные перевозки. Следующая — строительство железных дорог. Глубокая фундаментальная подготовка, заложенная сто лет назад и развивающаяся постоянно. Сейчас наши выпускники все мосты и тоннели строят. От острова Русский до Сочи, в том числе вантовые.

— Говорят, вы готовите специалистов для таможни? Хотя у них же есть своя академия.

— Да, 12 лет назад приехали из Таможенного комитета и сказали, что хотят разместить заказ на подготовку специалистов. Говорят, берем вашего вагонника, два месяца подготовки — и прекрасный специалист на погранпереходе. А сколько ни учим выпускников таможенной академии конструкции вагона — бесполезно. И это понятно.

В Таможенную академию абитуриенты идут именно потому, что не технари.

— Вы идете против течения, отстаивая преимущества отраслевого образования. Считаете, что эта точка зрения победит?

— Когда мы были на последней встрече ректоров вузов с председателем правительства Владимиром Путиным, обсуждались вопросы планового образования. Все до меня говорили, что вот никто не заказывает специалистов, и мало кто их не берет. Пришлось сказать, что выход один — вернуться к отраслевой системе образования. Те отрасли, которые сегодня стоят на ногах, должны взять под крыло свои вузы.

У этой точки зрения есть противники. Они говорят: плановое образование — пережиток социализма. Отвечаю им: надо не вешать ярлыки, а оценивать конечный результат. Система работает? Потребность удовлетворяется? Качество соответствует? Вот и ответ. ?

Наша справка

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) учрежден указом императора 23 мая 1896 года.

За 115 лет выпустил 370 тысяч специалистов.

В составе МИИТа — четыре факультета, три академии, семь институтов, НИИ транспорта и транспортного строительства, 28 филиалов в 24 субъектах РФ, 17 техникумов, колледжи, гимназия и специализированные классы. Сегодня здесь проходят разные формы обучения 118 тысяч человек. Из них 45 тысяч получают высшее профессиональное и 19 тысяч — среднее профессиональное образование. В МИИТе 380 докторов наук, 282 профессора, 1275 кандидатов наук, 884 доцента.

Жизнь 00:03 / 11 Октября 2024 11460
Охота на ведьм

У россиян бешеный спрос на услуги колдунов, тарологов и нумерологов

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: © Voller Ernst / Hermann Fuss, globallookpress.com

В Госдуме предложили карать по закону любителей навести порчу или приворожить любимого. Депутатов вдруг озаботило, что народ к колдунам, тарологам и нумерологам валом валит, спрос на их услуги бешеный —...

Жизнь 00:01 / 25 Октября 2024 9607
Даешь сыр в мышеловке

Предприимчивость и стремление граждан полакомиться сыром из мышеловки порой поражают

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
На сайтах знакомств стали пользоваться повышенным спросом матери-одиночки и разведенки с детьми. Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Вот новости последней недели. На сайтах знакомств вдруг стали пользоваться повышенным спросом матери-одиночки и разведенки с детьми. Оказывается, все дело в квартирном вопросе, вернее, в ипотеке. Льготную программу свернули...

Жизнь 00:03 / 25 Октября 2024 9411
Технопарк

Британские исследователи записали движение снежинок

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Dennis Fast, globallookpress.com

В пятницу, 25 октября, свой праздник отмечают работники кабельной промышленности. В такой же день в 1879 году компании «Сименс и Гальске» было выдано разрешения на проведение работ по производству...

Жизнь 17:01 / 19 Октября 2024 7354
Пора мыть рот с мылом!

Москва стала лидером «матерщинного» рейтинга

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Фото: © Mauricio Jordan de Souza Coelho, globallookpress.com

Вот те на! Самым матерящимся городом в стране названа Москва. Столице удалось пробить Дно (город с таким названием в Псковской области в прошлом году стал лидером «матерщинного» рейтинга). На втором...

Жизнь 00:01 / 25 Октября 2024 6705
Календарь: 25 октября

В этот день в 1957 году суд признал Рудольфа Абеля виновным в шпионаже

Труд
Рудольф Иванович Абель (настоящее имя Вильям Генрихович Фишер). Фото: globallookpress.com

1653 В царствование Алексея Михайловича издан Таможенный устав, установивший единую рублевую пошлину на территории России. 1762 Екатерина Великая своим указом повелела заселить малообжитые районы России, в том числе Поволжье...

Жизнь 00:01 / 25 Октября 2024 6098
Бастрыкин, помоги!

Многодетные жители деревни Сабры, что в Ленинградской области, пожаловались главе СКР на… жизнь в деревне

Алекс Зверев
Труд
Александр Иванович просьбе внял: в районную администрацию наведалась проверка. Фото: Гавриил Григоров/пул Кремля, globallookpress.com

Следственный комитет РФ стал последней инстанцией для многодетных семей из маленькой деревни Сабры, что в Ленинградской области. Квартирный вопрос им решить помогли, но ведь для жизни нужна не только крыша над головой. Расстояние...

Жизнь 00:02 / 25 Октября 2024 6060
Бабушка или няня?

Вот вам, родители, задание на каникулы: найти ответ на этот вопрос

Марина Крючкова
Труд
Фото: © michael steiner, globallookpress.com

Ну вот и каникулы — в большинстве российских школ они продлятся всю следующую неделю. О головной боли родителей, с кем же оставить детей на пять рабочих дней, напоминают даже поисковики. Что бы...

Жизнь 19:01 / 26 Октября 2024 5808
Последняя колонка

59% россиян сталкиваются с профессиональным выгоранием - Mainsgroup

Труд
Фото: © Jonathan Ford, globallookpress.com

Многовато для ухи Жителя Иркутской области на трассе остановили полицейские: из машины несло рыбой. Нюх не обманул служителей правопорядка: в салоне и багажнике оказалось 15 ящиков с уловом — 1660...

Жизнь 00:03 / 08 Ноября 2024 5319
…И о погоде

11 ноября в Баку стартует климатический саммит ООН

Марина Крючкова
Труд
Последствия наводнения в Валенсии, Испания, 4 ноября 2024 г. Фото: globallookpress.com

«Природа сошла с ума!» — вздыхаем мы, наблюдая за нынешними погодными качелями, когда на смену самой дождливой в истории метеонаблюдений в Москве пятницы, 1 ноября, уже через два дня...

Жизнь 19:01 / 26 Октября 2024 5241
Драку заказывали?

Выяснение бытовых отношений выходит на новый уровень. Обиженным проще оплатить акт отмщения по сходной цене

Максим Башкеев
Труд
Оказывается, если у кого-то сгорела машина, это могла быть чья-то месть. Фото: Imago/www.imago-images.de, globallookpress.com

Выяснение бытовых отношений выходит на новый уровень. Самому скандалить или заниматься рукоприкладством с риском получить сдачи уже не модно. Сегодня обиженным проще оплатить акт отмщения по сходной цене. Нынешней осенью...

Бизнесмены и чиновники спорят, сколько нам нужно мигрантов. А вы-то сами как думаете?

Александр Киденис
Труд
Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

С января по сентябрь 2024 года Россию покинули более миллиона иностранных рабочих. В Узбекистан, по сообщениям местных источников, вернулись свыше 450 тысяч граждан, в Таджикистан — 350 тысяч, в Киргизию —...

Были уничтожены по меньшей мере полтора десятка сотрудников Государственного бюро расследования

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

В рамках специальной военной операции российские ракетные войска нанесли удар по штабу Государственного бюро расследования (ГБР) Украины в подконтрольном правящему на Украине политическому режиму городе Запорожье. Об этом рассказал РИА Новости...

Жизнь 00:03 / 11 Октября 2024 4461
СВО: кому верить?

В информационном пространстве развернулось ожесточенное противостояние 

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Vladimir Baranov, globallookpress.com

Чем дольше длится СВО, тем ожесточеннее битвы в информационном пространстве. Но речь здесь не о противостоянии российских СМИ пресловутому ЦИПсО, а о нашей, внутренней войне, вовлеченными в которую оказываются...

До полного окружения противника остаются считанные километры

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Подразделения участвующих в специальной военной операции Вооруженных сил России зашли в центр Курахово в Донецкой Народной Республике. Об этом, как сообщает РИА Новости, рассказал советник главы ДНР Ян Гагин. «Наши боевые порядки находятся...

Жизнь 00:01 / 11 Октября 2024 3850
Доигрались?

Почему вдруг столько внимания новой детской игре?

Марина Крючкова
Труд
Фото: © Mike Maple, globallookpress.com

Да что же они как сговорились! То депутаты Госдумы заявляют, что разрабатывают-де закон о запрете пропаганды квадробинга — очередного увлечения школяров 8-14 лет, уже ставшего субкультурой. А теперь вот...

Жизнь 00:15 / 11 Октября 2024 3430
Календарь: 11 октября

В этот день в 1552 году войска Ивана Грозного взяли Казань

Труд
Иван IV Грозный возвращается в Москву после взятия Казани. Рис. Молво. Фото: © Viktor Gritsuk, globallookpress.com

1552 Войска Ивана Грозного взяли Казань. Казанское ханство было ликвидировано, к России присоединилось Среднее Поволжье. Возникли предпосылки для продвижения на Урал и в Сибирь и расширения торговых связей со странами...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?