"Мы говорили о сотрудничестве в топливно-энергетическом секторе, дали высокую оценку эффективности нового механизма в этой области - энергодиалога на уровне вице-премьеров, - рассказал накануне президент России о ходе переговоров с китайским коллегой. - Он позволил выйти на подписание новых выгодных проектов". По словам Медведева, примером этому стали подписанные недавно соглашения в нефтяной сфере. "Сделка на сумму около 100 млрд. долларов стала самой масштабной из когда-либо заключавшихся между Россией и Китаем", - подчеркнул он. В рамках достигнутых договоренностей Китай получит 300 млн. тонн нефти в течение 20 лет. "В начале 2009 года стороны договорились о долгосрочных поставках российской нефти, в рамках которых китайцы предоставят кредит для "Транснефти" и "Роснефти", - напомнил "Труду" начальник отдела по связям с общественностью "Транснефти" Игорь Демин. - В совокупности обе компании получат 25 млрд. долларов под будущие нефтяные поставки, из них "Транснефти" достается 10 млрд.". По его словам, эти деньги пойдут на реализацию проекта строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). Нефть в Китай, отметил Демин, пойдет по уже строящемуся ответвлению от ВСТО. "Проект реализуется совместно с китайскими специалистами, - рассказал он. - К примеру, проход трубы через Амур проектировали русские, а строить будут китайцы".
Строительство первой очереди ВСТО Тайшет - Сковородино закончилось в апреле, сейчас идут ее испытания. Вторая очередь протянется до порта Козьмино (Приморский край). Ресурсной базой ВСТО станут новые месторождения Сибири. В "Транснефти" уверены, что нефти хватит и Западу, и Востоку. Сейчас Россия поставляет в Китай около 10 млн. тонн нефти в год, после запуска ВСТО цифра возрастет до 25 млн. тонн.
По словам аналитика "Тройки Диалог" Валерия Нестерова, разворот поставок в Азию вызван несколькими причинами - в первую очередь тем, что Европа перестала быть привлекательным растущим рынком.
"Помимо этого, запасы месторождений западной части России истощаются, а ресурсы Восточной Сибири логичнее и проще поставлять в Азию", - добавляет эксперт. Кроме того, говорит он, Россия стремится развивать свои восточные регионы, сильнее вовлекать их в экономику страны через масштабные инфраструктурные проекты.
Как считает Нестеров, поставки в Китай никак не отразятся на мировых ценах на нефть, лишь усилив конкуренцию на рынке.
Цифры
420 млрд. рублей стоимость первой очереди нефтепровода ВСТО
80 млн. тонн нефти в год - мощность первой и второй очередей нефтепровода
4770 км общая протяженность его маршрута
25% от общего объема экспорт-ной российской нефти будет поставляться за рубеж через мощности первой очереди ВСТО
Фокус "Труда"
Кто нужен на строительстве ВСТО
На строительстве второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан планируется занять 8200 человек. Здесь ждут аттестованных сварщиков, специалистов по строительству, водителей категории Е. Кроме того, требуются начальник отдела по эксплуатации, инженер по эксплуатации, инженер-энергетик, главный механик. Необходимы: машинист автокрана, слесарь по ремонту кранового оборудования.