Ох и тесен нынче «пятый океан». В воздухе одновременно находятся десятки тысяч самолетов и вертолетов, на оживленных авиатрассах тоже, представьте, пробки, как на Бульварном кольце столицы в час пик. А счет больших и малых беспилотников уже идет на сотни тысяч. И все чаще эта армада выписывает кренделя над головами без всякого учета и контроля. Неслучайно ИКАО — орган, отвечающий за безопасность полетов в мире, — в качестве приоритета назвал интеграцию беспилотных систем в несегрегированное воздушное пространство. У нас был шанс еще в начале века внести вклад в решение этой проблемы, но...
В 2003-м глава Росавиации Александр Нерадько с гордостью демонстрировал журналистам только что созданный Ситуационный центр, энергичные гиды рассказывали о важном шаге на пути к безопасности полетов. Отныне экипажи, попавшие в непредвиденные ситуации, могли рассчитывать на полноценную поддержку с земли. Спутниковая система связи постоянно передавала данные о скорости, высоте и наличии топлива, сообщала о неполадках на борту. Тут-то подключаются опытные консультанты из Центра. А если случилось ЧП с вынужденной посадкой, на помощь вылетает спасательный отряд...
Но не прошло и пары лет, как Центр бесследно исчез из дома на Ленинградском проспекте вместе с дорогостоящей техникой, а его руководителями занялись правоохранительные органы. И вот сегодня идею, уже тогда получившую высокую оценку экспертов, приходится реанимировать. Зачем?
21 марта 2007 года. Катастрофа Ми-8 в Республике Коми. Экипаж после падения оставался жив, но помощи не дождался. Люди погибли от переохлаждения. 9 января 2009-го. Катастрофа вертолета Ми-171 авиакомпании «Газпром авиа» в Горно-Алтайском крае. Погибли семеро. Большая спасательная группировка обнаружила вертолет только через двое суток. 19 декабря 2009-го. Катастрофа вертолета Ми-171 авиакомпании «Газпром авиа» у аэродрома Воркуты. На борту находились три члена экипажа и 22 пассажира.
10 октября 2014-го. Катастрофа Ми-8Т авиакомпании «Тува Авиа». Погибли 14 человек. Только год спустя случайно обнаружили с воздуха останки погибших. 26 октября 2017-го. Катастрофа Ми-8 авиакомпании «Конверс Авиа» в Норвегии. Погибли восемь человек — экипаж и ученые. Если бы на вертолете была спутниковая система контроля, норвежские спасатели, возможно, успели бы помочь...
Глава Международного агентства «Безопасность полетов» Валерий ШЕЛКОВНИКОВ уверен, что внедрение спутниковых средств наблюдения и передачи данных о состоянии воздушных судов спасло бы многие жизни. Но на пороге новая серьезная проблема: беспилотники — высокотехнологичная и самая динамичная сфера гражданской авиации. Формально у нас существуют Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства и так называемая Единая система управления воздушным движением. Но фактически Центры ОВД за перемещениями объектов на малых высотах сегодня наблюдать просто не в состоянии. А между тем уже сегодня производители поставляют для разных нужд — от геологоразведки и контроля за экологией до развлечений — более 5 тысяч отечественных промышленных беспилотных авиационных систем. Добавьте 30 тысяч «иномарок», доступных нашим клиентам. И как обнаружить эту армаду, если она летает без средств опознавания — трекеров?
Антенна для установки над несущим винтом вертолета. Она передает данные о местонахождении воздушного судна
Прошлым летом были отправлены письма министру транспорта РФ, начальнику Генштаба, руководителю Роскосмоса. Минобороны хотя бы согласилось с необходимостью выработки правил, а Минтранс и Роскосмос отмолчались. В планах транспортного ведомства разработка законодательных актов, правил полетов, регламентов и стандартов отнесена аж до 2027 года. Но проблема-то уже сегодня стоит достаточно остро!
«Даже если представители этих ведомств сядут за стол переговоров, вопрос не решится», — говорит корреспонденту «Труда» Юрий ФИНК, гендиректор компании Fink Electric, занимающейся созданием средств контроля безопасности полетов и движения железнодорожного транспорта. В его офисе воссоздана практически копия того самого Ситуационного центра, так бесславно пропавшего с радаров. Сам видел здесь аппаратуру отечественного производства, документы с рекомендациями за подписями авторитетных руководителей авиационных ОКБ, ученых, государственных деятелей. Но Юрий Михайлович сетует: заниматься масштабным производством и внедрением систем безопасности сложно. Чиновники хотят получить немедленную финансовую отдачу, а это невозможно.
А вот с железнодорожным транспортом разработчикам систем безопасности повезло. Представьте громадный экран с картой страны, где отражается система контроля за всеми находящимися в движении поездами — вплоть до состояния буксовых узлов каждого вагона от Калининграда до Владивостока. Оператору на карте достаточно с помощью курсора выбрать объект, чтобы с благодаря системе ГЛОНАСС определить причину неисправности и связаться с поездной бригадой. И это работает!
Чтобы обеспечить такой же контроль над низколетящими аппаратами, достаточно на них разместить трекеры и на правительственном уровне пересмотреть разрешенные мощности передающих устройств, работающих в системе Wi-Fi. Особенно это необходимо в горной местности, где затруднен поиск потерпевших бедствие.
«Руководство ОАО «РЖД» посчитало наши разработки приемлемыми и экономически целесообразными, — заключает Финк. — Нашлись средства, организовали обучение специалистов...»
Кстати, в гражданской авиации таких специалистов пруд пруди. Каждый год сотни опытнейших пилотов списывают на землю по здоровью или возрасту, многие вынуждены уходить в вахтеры и охранники. Кому, как не им, людям профессиональным и дисциплинированным, доверить работу консультантов в таком Ситуационном центре?
Браслет для бортпроводника. Нажатием кнопки он передает тревожный сигнал экипажу и на землю
P.S. Еще в 1999-м компания Юрия Финка оборудовала первый самолет — борт тогдашнего главы МВД Владимира Рушайло — станцией спутниковой связи. Системы эти вызывают интерес и у зарубежных специалистов. Ситуационный центр посещала Джанет Наполитано, министр национальной безопасности США. Затем последовали контракты с NASA по обеспечению трансляций и передачи телеметрии с места посадки спускаемых аппаратов. Системы безопасности были установлены на борта МЧС, в том числе и на Ми-8 и самолет Як-42, на которых летал Сергей Шойгу. Связью были оборудованы около 100 самолетов, их координаты и другие полетные данные постоянно поступали на серверы в Ситуационном центре... Не пора ли вернуться к хорошо забытому старому?
Когда верстался номер
На днях Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности обсудил с представителями Минобороны и Минтранса, Росавиации, Концерна «Алмаз-Антей», НПО «Алмаз» состояние системы разведки и контроля воздушного пространства России.
«Руководство страны и специалисты признают необходимость ее перерастания в интегрированную радиолокационную систему двойного назначения, обеспечивающую формирование единого информационного поля воздушной и, в скором времени, космической обстановки, – подчеркнул глава комитета Виктор Бондарев. – Все эти меры направлены на обеспечение национальной безопасности страны в пределах ее воздушного пространства».
Лед тронулся? Редакция намерена отслеживать реализацию этих мер.