Мой собеседник Николай, настоящего имени которого я по его просьбе не назову, один из тех сотен новосибирских милиционеров, которые "отпахали" свое в горячей Чечне по полной программе. В прошлом декабре он и его товарищи стали "обживать" Аргунское ущелье. Вся их работа, именуемая одним коротким словом "зачистка", продолжалась до марта нынешнего года. Двоим из того сводного отряда, в котором был Николай, не повезло: пули чеченских снайперов принесли смерть.
- Каждый из нас, согласившись на ту командировку, знал, что счастливый жребий ему не гарантирован. Тогда, спрашивается, зачем поехали? Я врать не буду - поехал за деньгами, - пытается объяснить мне свое нелегкое решение Николай.- Уже который год с семьей маемся в однокомнатной "хрущобе". Купить что-то лучшее на мою зарплату, сам понимаешь, нереально. А тут за три месяца восемьдесят тысяч рублей. Чуток добавить, и можно говорить о двухкомнатной. Хотя понимал: если вернусь в "цинке", она уже никогда не понадобится.
Как и его товарищи, тогда в декабре он поверил тем, кто обещал, что за каждый день нахождения в горячей республике им выплатят по 850 рэ боевых. Однако у бухгалтерии в Ханкале оказался иной счет.
- Когда мы привезли в штаб группировки, в состав которой входил наш отряд, все необходимые документы, - вступает в разговор сослуживец Николая, - то нам дали понять, что нам закроют гораздо меньше дней, чем это было на самом деле.
Так оно и вышло. В среднем каждый из трех месяцев ужался до тринадцати оплачиваемых дней. А как же остальные, в которые работали с тем же с риском? Все попытки разобраться непосредственно на месте результата не дали.
Сегодня в центральном суде Новосибирска находится более ста исковых заявлений, в которых сотрудники ГИБДД, СОБРа, УВД требуют от ответчиков - правительства и Министерства обороны России - выплатить причитающиеся им суммы.
- Сейчас мы пытаемся получить "боевые" за сентябрь, - рассказывали о своих судебных похождениях парни из СОБРа. - Во всей этой истории нам непонятно одно: зачем высшие военные чины говорили неправду. Мы бы могли понять, если бы нам попытались объяснить ситуацию по-человечески. Мол, сейчас проблемы с финансами, но потом вернем вам все деньги. Но почему командира нашего отряда буквально насильно заставляли подписывать финансовые документы, из которых следовало, что почти половину командировки мы занимались чем угодно, но только не боевыми дежурствами?
Эта пренеприятная история не была бы столь грустной и грязной, если бы не один факт. В ведомости на оплату новосибирского сводного отряда за ноябрь 2000 - январь 2001 года всему рядовому личному составу зачислено по 12 - 13 дней в месяц. Тогда как их командирам - по 28 - 29 дней. Чем объяснить такую избирательность бухгалтеров в погонах? Неужели им неизвестно непреложное правило, которое гласит, что армия начинается с солдата?
В минувшее воскресенье на совещании в Ханкале президент России Владимир Путин заявил, что "боевые" буду выплачены всем. По его поручению Министерство финансов и Министерство обороны должны выяснить причину задержек с выплатой участникам операций в Чеченской республике и в ближайшее время выправить ситуацию. Предотвратит ли это несколько запоздалое решение растущее недоверие контрактников, сотрудников МВД, военнослужащих к гарантиям, которые чиновники в погонах давали им в свое время так же от имени президента.