В России 100 тысяч журналистов и только два юриста, профессионально защищающих их трудовые права.
Хотя они завалены работой, «Труд» попросил экспертов рассказать, на что обычно жалуются работники пера и телекамеры и на что они имеют право.
— Очень распространенная жалоба, — говорит руководитель юридического отдела Союза журналистов России Гиви Цацуа, — связана с заключением срочных трудовых договоров. Чтобы держать сотрудников на коротком поводке, работодатель не заключает с журналистами договоров на неопределенный срок, а постоянно продлевает срочные — раз в полгода или в год вне зависимости от должности и характера работы.
Но закон говорит (статья 58 ТК РФ), что срочный трудовой договор может быть заключен, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. В соответствии со статьей 59 ТК РФ срочный договор может быть заключен с работниками СМИ, но только по соглашению сторон и в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Если же журналист выполняет постоянную работу, с ним должен быть заключен договор на неопределенный срок. В законе прямо написано: «Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок».
— Мы как раз только что работали по такому делу, — добавляет юрист Анна Парамонова. — Тележурналистка в одном из регионов пришла на работу, а пропуск заблокирован. Ее уволили в связи с окончанием срочного трудового договора. Теперь она подала в суд и наверняка выиграет дело — ее восстановят в должности, заключат с ней бессрочный договор и заплатят за все дни, в которые она не выходила на работу. Если, конечно, работодатель не докажет, что брал сотрудника для выполнения отдельной конкретной работы. Но он не докажет, потому что девушка монтировала теленовости — это постоянная работа...
— Журналисты зачастую напоминают сапожника без сапог. Защищают права своих героев, слабо представляя права собственные, — иронизирует Гиви Геронтьевич. — При устройстве на работу надо внимательно прочитать договор, желательно проконсультироваться с юристом. Профессионал сразу скажет, какие пункты нарушают ваши права и как их надо подкорректировать. После подписания у вас на руках должен остаться экземпляр договора. Он пригодится, если вы захотите впоследствии обратится к юристу.
— Я недавно ездил в Норвегию, — добавляет эксперт, — по приглашению норвежского союза журналистов. Их трудовой договор — это 60 страниц. Прописана каждая мелочь, каждый чих. И при заключении договора многие пункты дискутируются. А у нас большинство договор даже не читали, трудовые отношения держатся на личных отношениях. Между тем все права и обязанности должны быть регламентированы. Вы имеете право работать на удаленном доступе, вам оплачивают телефон, медицинскую страховку? Добивайтесь того, чтобы все это было прописано в трудовом договоре.
Второй по частоте повод для обращения российских журналистов к юристу — это компенсации при увольнении или сокращении, а точнее, отсутствие этих компенсаций.
— Неожиданно подойти к вам и просто объявить «Вы уволены» никто не может, — говорит Гиви Цацуа. — Хотя перечень условий, позволяющих уволить работника по инициативе работодателя, обширен (статья 81 ТК РФ). Если же ни один пункт
Юристы рассказали, что встречались со случаями, когда работодатель отказывается заплатить деньги сотруднику, не прошедшему испытательный срок. Или наказывает рублем (временно уменьшает зарплату) сотрудника по собственному усмотрению. Ни на одно из перечисленных действий работодатель не имеет права. Если подобное произошло, можно обратиться в суд.
Все так, но есть один нюанс: в нашей стране журналистов вдвое больше, чем рабочих мест в журналистике. Иметь работу в такой ситуации уже счастье. А жаловаться на работодателя — риск потерять последнее. Мой сокурсник работает главным редактором специализированного журнала про кондиционеры. Так вот, в последние годы среди его сотрудников появились пять бывших главредов закрывшихся изданий...
Однако если ваши права нарушают с особенной предвзятостью, вы можете попросить помощи у двух юристов, защищающих 100 тысяч российских журналистов. Хотя по долгу службы Гиви Цацуа и Анна Парамонова должны помогать только членам Союза журналистов России, они дают консультации всем нуждающимся журналистам (hotline@ruj.ru). Просите, как говорится, и обрящете.