У всех на слуху проблема исчезновения самого красивого его подвида — амурского (или, как его еще называют, уссурийского) тигра. Этой проблемой озадачены и русские ученые. С вопросами о ходе работ по спасению этого удивительного животного мы обратились к заместителю директора Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН, руководителю программы изучения амурского тигра на российском Дальнем Востоке, доктору биологических наук Вячеславу Рожнову.
— Вячеслав Владимирович, вы возглавляете рабочую группу по разработке новой стратегии сохранения амурского тигра. Как же его сохранить?
— Надо обеспечить само существование амурского тигра в естественных условиях. Россия по существу последняя страна, где живут эти животные — по различным оценкам, примерно 450–500 зверей, хотя сейчас намечается тенденция к уменьшению количества. В Китае, где возможно обитание этих зверей, их может быть 10–15 особей, на Корейском полуострове этот вид исчез вообще. Так что именно мы несем ответственность за сохранение амурских тигров в естественных условиях.
— Как и когда была организована ваша программа?
— В 2007 году Владимир Путин, будучи президентом России, вызвал к себе президента Академии наук академика Юрия Осипова, директора Института проблем экологии и эволюции им.
Около года мы занимались организацией всего проекта. Купили автомобили высокой проходимости для проведения работ в тайге. Получили разрешение на отлов тигров — это оказалось сложной задачей
31 августа 2008 года Владимир Путин прибыл в Уссурийский заповедник, чтобы на месте посмотреть, как ведется работа по изучению амурских тигров. Тогда и произошел известный инцидент, когда тигрица по кличке Серьга освободилась из петли и чуть было не напала на корреспондента «Вестей», однако Владимир Путин успел выстрелить в тигрицу из устройства для дистанционного обездвиживания животных. В тот день Путина сопровождал и Николай Токарев — президент «Транснефти». Токарев заметил, что ему нравится наша исследовательская работа, на что Владимир Путин ответил: «А вы поддержите эти исследования». Так мы получили поддержку «Транснефти». Сейчас реализуется пятилетняя программа сотрудничества «Транснефти» и нашего института. Это очень существенный вклад в нашу работу. Без него она, скорее всего, не пошла бы так активно.
— Какие задачи вы решаете сегодня?
— Благодаря нашим разработкам мы можем дистанционно следить за жизнью каждого тигра и без вмешательства в нее. Для этого мы используем
Международным сообществом было решено провести Международный форум по сохранению тигра. Он пройдет этой осенью во Владивостоке. На саммит съедутся главы 13 государств, где обитают тигры. Сегодня необходима новая стратегия сохранения амурского тигра. В группу по разработке новой стратегии входят и сотрудники нашего института, и специалисты с Дальнего Востока, в том числе из управления Росприроднадзора.
— Что прежде всего грозит амурскому тигру?
— Самая главная опасность — пресс браконьерства. Речь идет не только о нелегальном промысле самого тигра, но и о покушении на его кормовую базу. Это пятнистый олень, изюбрь, кабан, косуля. А когда тиграм не хватает корма, они не размножаются, в поисках добычи идут в места обитания человека.
Ежегодно до 100 тигров убивают браконьеры и переправляют их в Китай. Китайцы применяют различные части тела животных для производства лекарств традиционной китайской медицины. Раньше популяция тигров занимала территорию от южной части Хабаровского края до юга Приморского края. Их гены передавались всем тиграм, которые живут в этом ареале. Сейчас область обитания тигров состоит из двух неравных частей, разделяемых транспортным коридором вдоль реки Раздольная. В готовящейся стратегии сохранения тигра мы предлагаем запретить вырубку дуба и кедра на всей территории обитания тигра.