Мы часто сетуем на то, что в академических театрах нет новых, интересных постановок, оригинальных режиссерских решений, а маститые актеры зачастую играют как бы с ленцой, по обязанности. Но даем ли мы себе труд поинтересоваться тем, что происходит в учебных театрах, студиях, в своеобразном театральном андеграунде? Кто знает, может быть, именно там в этот момент рождается новое театральное направление...
Такие мысли посетили меня на спектакле "НЕклассическая оперетта" в учебном театре ГИТИСа. Автор пьесы и постановщик - Сергей Терехов, окончивший режиссерский факультет ГИТИСа. Заняты же в спектакле выпускники факультета музыкального театра под руководством народного артиста СССР профессора Г. Ансимова.
Задача у режиссера была не из легких - собрать в спектакле всех персонажей из популярных оперетт: "Сильвы", "Марицы", "Веселой вдовы"... При этом он наделил их новыми, забавными чертами. К примеру, неуравновешенный Эдвин, избранник Сильвы, обожает играть в футбол. Марица тратит все свои сбережения на покупку дирижабля... Объединяет же все эти сюжеты Принцесса Греза в образе журналистки, сенсации ради связавшая на страницах своего журнала брачными узами блистательную Ганну Главари и графа Данилу. И вот, узнав о помолвке, со всех концов света съезжаются непрошеные гости. При этом ими движет сугубо эгоистическая надежда: погревшись в лучах чужого счастья, устроить и собственные сердечные дела.
Кульминация спектакля - юмористический вокальный диалог между женщинами, находящимися в будуаре, и мужчинами, пребывающими в курительной комнате. В результате каждый находит свою пару, а бурная сцена спора мужчин и женщин выливается в общую нежную песню любви. И в успокоительной тишине внезапно опустевшего дома с уст графа Данилы срывается долгожданное для Ганны предложение руки и сердца.
Тема спектакля выбрана режиссером не случайно. Он считает, что именно сейчас, в "эпоху большой нелюбви", особенно актуальны лирические постановки. И пусть вчерашним студентам порой не хватает отточенности диалогов и слаженности движений, это с лихвой окупается их искренностью и молодым задором. Все они настолько индивидуальны, что в будущем, как мне кажется, от них можно многого ожидать. Ведь если вспомнить, то из студийных театров родились и "Современник", и "Табакерка"...