Уходящий год поставил грустный рекорд по падению посещаемости кинотеатров. Многие зрители считают, что там нынче нечего смотреть. На самом деле, это не так. Да, «большой Голливуд» ушел из нашей страны. Но киноафиша постепенно наполняется новым контентом. Только российские фильмы в этом году были представлены 180 названиями. И гораздо чаще, чем в прежние годы, выходило на наши экраны европейское кино. Вот и сейчас в прокате стартуют два громких проекта, которые, что называется, нельзя пропустить.
Фильм «Тори и Локита» поставили братья Дарденн — наверное, самые титулованные режиссеры европейского кино. Их фильмы уже более четверти века участвуют в Каннском фестивале, они дважды (за фильмы «Розетта» и «Сын») увозили в Бельгию «Золотую Пальмовую ветвь». Трех «Пальм» нет ни у кого, вряд ли такой чести удостоятся и прославленные братья, одному из которых под 70, другому за 70, но это не делает выход их нового фильма менее ожидаемым событием.
«Тори и Локита» рассказывает историю двух африканских подростков, нелегальным образом оказавшихся в Бельгии. Они подружились еще на корабле, который доставил их в Европу. Десятилетний Тори в силу особенностей своей биографии уже получил вид на жительство. У 17-летней Локиты таких преференций нет, и ей надо обмануть иммиграционные службы, что они с Тори, дескать, брат и сестра. В противном случае это обернется крахом ее надежд выучиться на сиделку и обрести право на достойную жизнь.
Пока они живут в приюте для иммигрантов, подрабатывают вечерами в пиццерии. А еще повар пиццерии за 50 евро принуждает Локиту к сексу. А еще наркодилеры используют подростков в качестве посыльных для своего преступного бизнеса. Несчастным и чистым в своей основе детям претит такой образ жизни и способ заработков, но выбора у них нет. У приюта дежурят бандиты, организовавшие переезд Тори и Локиты в Бельгию, — они требуют с детей свою мзду. Да и оставшиеся в Африке родственники при каждом телефонном звонке просят денег на самое насущное...
Братьев Дарденн подчас называют последними художниками-гуманистами, и в этом есть немалая доля истины. Пока их коллеги в основной массе лихо штампуют «развлекалово», они с редким, достойным глубокого уважения постоянством снимают фильмы об «униженных и оскорбленных». О людях, оказавшихся (чаще всего не по своей вине) на дне общества и мучительно пытающихся выбраться из него к нормальной жизни, к свету. В данном случае, это дети, которым некуда и не к кому больше бежать. Которые, не будучи в кровном родстве, жить, дышать друг без друга не могут. И которые сталкиваются с преступным отношением к себе взрослого мира.
В своем новом фильме братья Дарденн заняли непрофессиональных исполнителей
И это, заметьте, в одной из самых благополучных стран Европы, славящейся своим шоколадом и сотнями сортов пива! Но «в шоколаде» живут не все, и режиссеры еще раз напоминают о социальных противоречиях бельгийского (и шире — западного) общества своим фильмом, снятым, как у них повелось, в традициях критического реализма и в стилистике почти документального расследования. Ручная камера приближает к нам страдальческие глаза детей, которые взывают к нашему милосердию.
Может показаться, что беды африканских детей в сытой Бельгии слишком далеки от нас. Но события последних девяти месяцев, когда миллионы беженцев из Украины захлестнули Европу и Россию, необычайно актуализировали сюжет фильма. Хотя я отдаю себе отчет, что он адресован все-таки любителям авторского кино, а не широкой зрительской аудитории. Но и для нее в нашем прокате сегодня есть притягательные новинки.
Одна из них — изящная костюмная мелодрама «Эмили», повествующая об Эмили Бронте — средней из трех великих сестер-писательниц. Ни одна из них не дожила до 40 лет, но талантливые сестры успели оставить значимый след в литературе. Старшая Шарлота прогремела романом «Джейн Эйр» и еще несколькими книгами. Младшая Энн с двумя романами была признана лидером феминистского направления в литературе. Средняя Эмили за год до своей ранней (в 30 лет) смерти успела выпустить единственный роман «Грозовой перевал», который считается одной из вершин британской и мировой словесности.
Но фильм «Эмили» менее всего похож на литературоведческое исследование. Тем более, что подлинных свидетельств о творческом методе писательницы — самой скрытной из трех сестер — осталось не так много. Не зря ее называют «загадочным сфинксом английской литературы». Фильм Фрэнсис О’Коннор — известной актрисы, дебютирующей в режиссуре, — это, скорее, раскованная и во многом рискованная фантазия на тему внутренней, потаенной жизни Эмили и сопровождавших ее страстей.
В центре двухчасовой картины, премьера которой состоялась на фестивале в Торонто, — чувственная и греховная связь Эмили с приезжим викарием, который остро переживает будущая писательница. Зарождение их чувства, тайные встречи в удаленной сторожке, боязнь огласки, мучительный для обоих разрыв отношений, запоздалое объяснение в любви, — все эти перипетии страстного романа сыграны потрясающей актрисой Эммой Маккей, знакомой по сериалу «Сексуальное просвещение», на пределе эмоций.
Для Эммы Маккей в роли Эмили Бронте были пошиты десятки элегантных костюмов и шляпок
По мнению авторов фильма, Эмили вообще была страстной и пылкой натурой. Жители деревеньки, которую редко покидала Эмили, считали ее нелюдимой, дикаркой. А она вкладывала душу не только в запретную любовь, но и во все, что сопровождало ее короткую жизнь. В трудные взаимоотношения со строгим отцом, сильно пьющим и принимающим опиум старшим братом, ревнующей к ее литературным успехам сестрой Шарлоттой. Наконец, в общение с окружающей ее болотистой, моросящей дождями, но по-своему прекрасной природой Йоркшира. Из этого жизненного «сора» в итоге и вырос роман «Грозовой перевал», обессмертивший имя Эмили Бронте...
P. S. Я написал о двух разных и по-своему интересных фильмах из текущего репертуара. А всего на экраны на этой неделе выходит порядка 20 новых картин. В том числе, американский триллер «Покерфейс» с Расселом Кроу, любовная мелодрама «Жанна» с Ксенией Раппопорт, лихая комедия «Я на перемотке» с Андреем Бурковским, ряд других фильмов. Возвращайтесь, друзья, в кинотеатры, там сегодня интересно...