- По всей видимости, монах Даниил и его прислужник были выходцами из из Киево-Печерской лавры, - рассказывает Вячеслав Владимирович. - На это указывает конфигурация поземных сооружений и ходов монастыря. Как известно, в конце девятнадцатого века в России назревал кризис, который не миновал и религию. Чтобы не дать рухнуть религиозным устоям, священники предприняли своего рода хождение в народ, во время которого отстаивали триединую формулу - "самодержавие - народ - духовенство". Вероятнее всего, придя на Алтай, Даниил решил, что создание храма, подобного известной киевской святыне, позволит укрепить религиозность местных жителей.
Монастырь был вырыт в обрывистом откосе на берегу реки Чумыш.
По рассказам старожилов, вход в подземный храм шел из часовни, которая стояла на поверхности. Одним из основных подземных помещений в храме была алтарная комната почти прямоугольной формы. В центре этой комнаты находилось прямоугольное земляное возвышение - по всей видимости, престол. Наличие престола в интерьере подземного сооружения, без сомнения, характеризует его как подземную церковь.
Центральная часть подземного сооружения представляла собой сложный лабиринт с системой тупиков и соединительных коридоров.
Особый интерес представляют ниши, врезанные в глинистые стены подземного храма, по всей видимости, под иконы.
Помимо икон, в подземном храме были и барельефные изображения. По словам одного из очевидцев, видевших их в детстве, одно из них изображало Богородицу с младенцем.
По свидетельству Кокшенева подземный алтайский монастырь единственный в настоящее время существующий храмовый пещерный комплекс на территории Российской Федерации, так как черниговские Антонины пещеры и Киево-Печерская лавра находятся на территории суверенной Украины, Псково-Печорский монастырь расположен в приграничной зоне с Прибалтикой, которая претендует на его земли, и сейчас это закрытая зона.
Помимо этого, уникальность этого памятника еще и в том, что даже первоначальное исследование свидетельствует о цепочке взаимосвязей этого памятника с заволжскими старцами - Нилсорским и Сергием Радонежским, Киево-Печерской лаврой, и греческим Афоном, и салунскими братьями Кириллом и Мефодием.
Как показало обследование монастыря, нынче он находится в крайне плачевном состоянии: внутри полно следов пребывания диких туристов, которые явно не отличались святостью и почтением к историческому памятнику. Многократные попытки алтайских краеведов привлечь внимание краевых властей к проблеме сохранения монастыря остались безуспешными. Ведь еще 20 лет назад он был в первозданном состоянии.