Летом 1856 г. Л. Н. Толстой навестил И. С. Тургенева в его имении Спасское-Лутовиново. Во время прогулки недалеко от усадьбы Толстой заметил на выгоне старую измученную лошадь, подошел к ней и, гладя, стал говорить о том, что, должно быть, эта лошадь думает и чувствует. Пораженный Тургенев сказал: «Послушайте, Лев Николаевич, право, Вы когда-нибудь были лошадью». В этот день в дневнике Л. Н. Толстой отметил: «Хочется писать историю лошади»…
В год 195-летия со дня рождения писателя Государственный музей Л. Н. Толстого подготовил новую выставку, посвященную животным в творчестве и жизни писателя. Выставка «Животные в произведениях и жизни Льва Толстого» откроется в четверг, 21 сентября, в филиале ГМТ «Мемориальный музей памяти Л.Н. Толстого «Астапово» и продлится до 1 сентября 2024 года.
А. Н. Комаров. Заяц перед яблоней. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Яблоня». 1943 г.
Замысел, возникший у Толстого после прогулки с Тургеневым, спустя много лет воплотился в шедевр мировой литературы – повесть «Холстомер», где история лошади, пронзительная и трагическая, стала метафорой страдания живого существа в искаженном людьми мире, где утрачен главный закон жизни – закон любви.
Г. К. Савицкий. Холстомер-жеребенок. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Холстомер». 1948 г.
«Толстой говорил, что его религия – любовь ко всему живому, и эта любовь есть главное условие человеческого счастья. Именно любовь давала Толстому то понимание мира живой природы, которое так восхищает нас. Этот мир стал важной частью и повседневной жизни писателя, и его произведений. Образы животных, созданные Толстым, незабываемы. Мы встречаемся с ними уже на страницах его первой книги – повести «Детство». Читатель, следуя за автором, соединяется с гармонией прекрасного живого мира, любуется Милкой и Жираном, охотничьими лошадьми и собаками, бабочкой с желтыми крыльями, муравьями, ползущими через тропинку. В «Войне и мире» сцену охоты, играющую важнейшую роль в метафорическом строе романа, невозможно представить без старого Карая, благодаря которому была одержана победа над волком. В «Анне Карениной» образ Фру-Фру, погубленной Вронским на скачках, – трагическая и прекрасная метафора, неотделимая от размышлений Толстого о судьбе главной героини», - рассказала куратор выставки, старший научный сотрудник ГМТ Елена Бойцова.
С. Л. Толстой, сын писателя, вспоминал, как отец часто повторял, что только охотник и земледелец чувствуют красоту природы. Однако позже Толстой стал вегетарианцем и отказался от охоты, считая, что радость, которую дает человеку чувство жалости и сострадания к животным, неизмеримо выше радости охотничьего азарта.
А. В. Николаев. Иллюстрация к рассказу «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом». 1969 г.
Не только любовь к миру животных, но и полнота знаний о нем считались в семье Толстых важным аспектом воспитания. Маленькие братья Толстые издавали рукописный журнал «Детские забавы», где Лев Николаевич вел отделение «Натуральной истории». Сохранившиеся заметки о птицах из этого журнала – самые ранние сочинения писателя, дошедшие до нас. Понимание мира животных и любовь к ним Толстому удалось передать своим детям. Сохранились их прекрасные воспоминания о яснополянских домашних любимцах: собаках, лошадях, птицах. Рассказы Л.Н. Толстого из «Азбуки», посвященные животным, вошли в золотой фонд детской литературы. Сегодня особенно важны для нас слова, сказанные Л. Н. Толстым – великим писателем и гуманистом: «Сознавай свое единство со всем живым, сострадай и служи всему живому» («Круг чтения»).