Мурманский губернатор Андрей Чибис за неделю дважды стал героем сетевых мемов. Сначала всплыла некрасивая история с раздачей федерального трансферта местным министрам. А следом из недр мурманского правительства в подведомственные муниципалитеты отправился циркуляр с указаним поучаствовать в распродаже мобильного госпиталя, который с такой помпой открывали минувшим летом.
Скандал с миллионными премиями спровоцировал мурманский депутат Александр Макаревич. История такова. В самом конце прошлого года область получила из федеральной казны 20 млн рублей на поощрение местных чиновников с замысловатой формулировкой: «За достижение сводных показателей эффективности органов исполнительной власти». Но общественность так и не узнала имен особо отличившихся руководителей. Народный избранник посчитал, что это несправедливо, и принялся рассылать запросы в разные инстанции. «Я никак не мог добиться от главы региона информации о том, кто вошел в региональную управленческую команду, которая достигла каких-то невероятных успехов в социально-экономическом развитии региона, — рассказывает депутат. — Ссылками на термин «персональные данные» эта информация успешно блокировалась».
Но сколько веревочке ни виться... Минувшим летом был, наконец, опубликован закон «Об исполнении областного бюджета за 2019 год», из которого следовало, что вся сумма трансферта федерального центра осела в здании по адресу проспект Ленина, 75, где и располагается региональное правительство. А дотошное изучение деклараций, поданных областными чиновниками, показало, что миллионные премии достались, как ни странно, исключительно замам губернатора и министрам.
Судя по комментариям в соцсетях, в этой связи у мурманчан остались два вопроса. За какие такие мифические достижения федеральный центр поощряет чиновников депрессивного региона? И если деньги делят между министрами, то что же остается их подчиненным?
Хотя ответ на второй вопрос теперь известен. Местный министр строительства Владислав Сандурский решил поделиться с главами муниципалитетов томографами, аппаратами ИВЛ, кроватями, душевыми, унитазами и прочим оборудованием полевого госпиталя в поселке Мурмаши Кольского района. «Прошу вас рассмотреть и сообщить об имеющейся возможности (необходимости) использования данного сооружения (его элементов) для нужд вашего муниципального образования», — пишет министр. И подчеркивает, что вопрос не терпит отлагательства и должен быть рассмотрен в приоритетном порядке. Как говорил в похожих случаях герой известного фильма, я сделаю предложение, от которого вам будет трудно отказаться.
Спросите, почему госпиталь, который обошелся федеральной казне в 970 млн рублей, вдруг понадобилось срочно распродавать по частям? Ведь в области пандемия не отступает, а, наоборот, в сентябре заболеваемость коронавирусом снова пошла в рост. К тому же прошло всего три месяца, как этот объект торжественно сдавали в эксплуатацию. Губернатор Андрей Чибис тогда на федеральном канале рассказывал, что «уникальный по скорости возведения и оснащению мобильно-инфекционный госпиталь» построен по поручению президента и ничего подобного в стране нет...
Может, надеялся, что в Москве опыт оценят и выделят очередной трансферт на премии чиновникам? А нет, так не доставайся же ты никому... Но на этот раз расчеты не оправдались. Местное управление МЧС установило, что мобильный госпиталь сооружили из горючих материалов высокой степени пожароопасности. Незадолго перед тем случился пожар в питерской больнице Святого Георгия, в реанимационном отделении погибли больные, подключенные к аппаратам ИВЛ, и были возбуждены уголовные дела. В общем, сотрудники МЧС не захотели совать голову в петлю и категорически отказались давать разрешение на эксплуатацию госпиталя. Мало того: выделили пожарные наряды, которые все лето дежурили возле госпиталя. Погода была жаркая, и эмчеэсовцы понимали: если вдруг полыхнет, то огонь может перекинуться на расположенный по соседству поселок Мурмаши.
Сейчас опасность пожара миновала, но у порога зима. Местные власти догадываются, что хлипкое сооружение из легкого алюминиевого каркаса и баннерной ткани после хорошего снегопада может запросто рухнуть...
P.S. Рискнем предположить: если главы муниципалитетов заартачатся и не захотят раскупать госпиталь по частям, то оборудование просто раздадут даром. Чтобы убрать подальше от греха. А вот как и кого «премировать» за управленческое головотяпство и откровенное очковтирательство при сооружении «уникального по скорости возведения и оснащению госпиталя» — вопрос, конечно, интересный. Возможно, и к прокуратуре.