Главная Культура Афиша 20:10 18 Августа 2018 2414
Оглохший на смене шахтер на полпути к мойке

Сибиряки привезли в Москву фотовыставку о людях труда. Жанр, казалось бы, давно канувший в Лету

Елена Широян
В. Воробьев. Портрет люкового. Коксовый цех Кузнецкого металлургического комбината. 1981. Фото предоставлено Государственным Центром Современного Искусства.

Выставку с серьезным замахом представил на суд москвичей Сибирский филиал Госцентра современного искусства. В штаб-квартире ГЦСИ на Зоологической улице, рядом с зоопарком, собраны более двух сотен фоторабот от 18 авторов из Томска, Новокузнецка и Новосибирска под общей шапкой: «Труд — цель, идея». Здесь есть снимки наших дней, есть и 1970-1980-х, можно встретить и шедевры советской фотоклассики. Еще лет 30-40 назад подобные снимки украшали первые полосы наших газет и журналов, а ныне они смотрятся, будто репортаж с другой планеты.

Подборка остановленных мгновений охва-тывает 40 лет и тысячи километров: от Мурманских верфей до Саяно-Шушенской ГЭС. Как объясняют кураторы выставки, они хотели «поставить вопрос о месте труда и труженика в современном обществе». К решению столь благородной задачи подключился и Музейно-выставочный центр РОСИЗО, хранящий коллекцию советских артефактов.

На пути к новому устройству жизни, на переходе к капитализму Россия многое обрела и очень многое потеряла. Не счесть, сколько разрушено заводов и колхозов, за бортом оказались целые города, отрасли производства, научные центры. Среди потерь и гордое звание «человек труда». Как в пору перестройки выяснилось, в прежнем возвышении на пьедестале простого труженика было много фальши и лукавства. Но в низвержении его оттуда еще больше цинизма и холодной безжалостности.

На этой выставке в кадре вновь появляется он, тот самый работяга, без которого, как пелось в старой советской песне, и солнце утром не вставало. Кадры, снятые профессионалами на производстве, в ателье — для Доски почета, а также совершенно неформально — на пляже, где трудящиеся отдыхали после тяжелой смены (это работы ныне признанного классиком Николая Бахарева, до 1970 года работавшего слесарем на Новокузнецком металлургическом комбинате), равно как и любительские фото, сегодня ценны для историка. Но не только. В Сибирском филиале ГЦСИ поняли: это еще и удивительные артефакты — и смешали причудливый коктейль из работ отвязных мастеров вроде группы «Синие носы» и прямой фотографии, будь то репортажи, документальные или коммерческие снимки.

Вряд ли они способны дать ответ на вопрос о том, как изменилось само понятие труда с 1980-х по наши дни. Тотальная инсталляция, созданная в главном зале выставки, пронизана скорее иронией, да и в остальной части организаторы всеми силами старались уйти от серьезности в разговоре о судьбе пролетариев. Впрочем, все эти приемы забавного обрамления фотографий отступают на второй план перед людьми, запечатленными в цехах и на полях. Открытые лица, искренние, порой смущенные улыбки, не подсмотренные у ведущих телешоу, мускулы, накачанные не в фитнес-центре, а в забое... Есть в этой ушедшей и уходящей натуре что-то такое основательное и настоящее, чего нам так не хватает сегодня.

Даже у далекого от ностальгии по всему советскому человека защемит сердце у фотоработы Владимира Воробьева «Оглохший на смене шахтер на полпути к мойке». Или у репортажного цикла Владимира Богачева «Высоцкий в Новокузнецке» (1973 год) — для многих будет открытием, с какой любовью и уважением принимали на заводе артиста, не признанного официальной культурой, но по факту бывшего настоящим народным.

И здесь же еще снимки, сделанные на Кузнецком металлургическом комбинате, на других предприятиях. Герои в замасленных спецовках и ватниках, с чумазыми лицами и оплывшими фигурами. Раздел так и называется: «Фотопортрет пролетариата без ретуши: художественность и документальность». Но и на этом фоне свеженькая серия «Рабочий класс в глянце», при отличном качестве техники, проигрывает по части искренности и убедительности. Как и «Селфи на рабочем месте», и потуги на коллажи, напоминающие плакаты времен СССР.

Нет, недотягивает все это до настоящего. Даже если принять на веру утверждение, что современное искусство — это непременный стеб и ерничество.

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3611
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...

Афиша 16:30 / 19 Апреля 2025 2462
Оживление сказки

Мастерица из Нижнего Новгорода Екатерина Боброва создает работы, которые словно сотканы из нитей памяти, эмоций и цвета

Ирина Свиридова
Труд
Екатерина Боброва. Фото Ольги Щербаковой

На Шелепихе, в двух шагах от «Москва-Сити», открылась персональная выставка мастерицы из Нижнего Новгорода Екатерины Бобровой, которая создает необычные работы в лубочном стиле. Казалось бы, в этом...