Длинная колонна большегрузных автомобилей на обочине дороги вытянулась на подъезде к автомобильному переходу Сосновая Падь. Здесь же скопились разноцветные туристические автобусы, которые везут в приграничный китайский город Суйфуньхэ "челноков" и просто туристов со всего Дальнего Востока, направляющихся в другие города Китая.
- В очереди каждый раз теряешь несколько часов, - говорит руководитель группы туристов Ирина Кушнаренко. - Пограничники и таможенники не справляются с потоком. А вот на китайской стороне все иначе. Они такой пункт пропуска отгрохали, что на все формальности уходит максимум час.
В начале реформ, когда случился "челночный" бум, автомобильные пункты пропуска в крае открывались, где придется. В том числе в зданиях и сооружениях, которые находились в частном владении. А через несколько лет бюджетное финансирование прекратилось. Неудивительно, что Сосновая Падь выглядит как пограничный анахронизм.
Впрочем, не многим лучше и другие пункты пересечения границы. Сегодня на территории Приморского края 5 автопереходов: "Сосновая Падь", "Полтавка", "Краскино", "Турий Рог" и "Марково". Все они размещены в зданиях, принадлежащих частным владельцам.
По словам руководителя отдела Дальневосточного таможенного управления Полины Стацуренко, такая ситуация порождает постоянные конфликты. На пунктах пропуска работают государевы люди - таможенники и пограничники, но они в роли арендаторов. Владелец сдает помещения за мзду, попутно навязывает свои услуги перевозчикам, взимает плату за стоянку, хранение товара на складах и взвешивание. Само собой, "свои" фирмы, близкие к хозяевам переходов, имеют привилегии при таможенном оформлении на границе.
Теперь с личным "метром границы" придется расстаться. Выбора у собственников пограничных переходов не будет: или они согласятся продать здания и оборудование, или правительство их закроет и оборудует новые пункты. Уже предложена схема, по которой вместо семи контролирующих органов на границе останутся только два - пограничники и таможенники. Если еще последние, как обещают, перейдут на электронное декларирование грузов, то исчезнет очередь из грузовиков и автобусов на подъезде к Сосновой Пади. Но это пока протокол о намерениях, а их реализация потребует времени и огромных затрат. Где взять деньги? Пока ни в федеральном, ни в краевом бюджете расходы на выкуп и обустройство погранпереходов не предусмотрены.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
В Белом доме на критику президента так оперативно еще не реагировали. На последнем заседании кабинета с подачи Германа Грефа решено создать Федеральное агентство по управлению пунктами пропуска через границу России. Таможенники и пограничники на переходах останутся, но будут лишены функций хозяйствующего субъекта.
Сейчас в России действует 441 пункт перехода, из них 156 - автомобильные, а 350 не значатся в федеральной собственности. Причем 13 переходов принадлежат частным компаниям, в основном таможенным брокерам. Именно их предлагается выкупить за 1 млрд. рублей до конца 2006 года. Скорее всего, средства придется брать из дополнительных доходов от продажи нефти.
Попутно ведомство Грефа готовит массовое сокращение пунктов пропуска: каждый четвертый будет ликвидирован. Прежде всего речь идет о переходах, открытых во времена губернаторской вольницы, когда создались собственные таможни, через которые передвигался в основном "левый" товар. Надо заметить, что расходы на содержание таких таможен несет федеральный бюджет.
Правительство до конца 2006 года планирует сократить целый ряд льгот и рассрочек по таможенным платежам. Также будет снижен или вообще отменен ряд ставок импортных пошлин на оборудование, не производимое в России. В МЭРТ за три года намерены сохранить лишь пошлины на сырьевые товары.