Ставшее знаменитым граффити Даниила Хармса на улице Маяковского в Петербурге («И с той поры исчез...» — «Труд» от 12.11.2021) все-таки собрались закрасить. Вместо него будет видеопроекция фотографии писателя. Проектор власти уже установили, дав понять, что вопрос о «сохранении новой городской достопримечательности» решен и обсуждению не подлежит. По сообщению Смольного, «проекция станет частью проекта светового оформления брандмауэров и фасадов города».
Заработать новшество должно ближе к лету, после того как «подготовят стену». Ту самую, угловую, с которой писатель сегодня смотрит на прохожих иронично и грустно, словно предчувствуя и свою гибель в 1942-м в застенках НКВД, и абсурд с граффити в далеком XXI веке.
Существующий портрет не «загрязнение», как нам говорят чиновники, он соответствует всем архитектурно-градостроительным требованиям и не портит облик города, а, наоборот, привлекает туристов. Не один год боролись за рисунок жители дома № 11 на улице Маяковского, где писатель прожил 16 лет. Эта работа — одна из лучших среди стрит-арт-объектов Северной столицы, она очень уместна здесь, на невзрачном прежде фасаде старого доходного дома в самом сердце исторического Петербурга. В ответ на новоявленную затею защитники граффити составили петицию, в которой предлагают заменить световой проекцией: самого губернатора Петербурга. Вреда для города не будет, уверяют они, а польза очевидна.
В Смольном однако продолжают игнорировать мнение петербуржцев. Общепризнанный в мире мурал (так называют живопись на архитектурных сооружениях) власть именует не иначе как пачкотней. Наплевав на просьбы за подписями тысяч петербуржцев и обращения известных людей. Почетный гражданин Петербурга, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский не раз публично признавал граффити городским украшением, а об этой, на Маяковского, 11, фреске Михаил Борисович сказал: «По-моему, это прекрасная картинка. Ее надо отдельно защитить». К слову, и предшественник нынешнего градоначальника Георгий Полтавченко, при котором появился «Хармс на стене», рисунок одобрил.
А теперь власть не слышит никаких доводов. Твердит: надо бы узаконить. Так узаконьте наконец! Местные парламентарии часами дискутировали о штрафах за гипотетическое появление в метро беспилотников и голых пассажиров (вы много таких видали?). А до решения простых проблем вроде вывоза снега или той же настенной живописи руки не доходят. Чем у нынешней администрации вызвало такое отторжение честное и простое искусство? Может, тем, что идет оно от сердца, а не придумано в чиновничьих головах?
P.S. В понедельник стало известно о создании в Петербурге специальной комиссии (ни больше, ни меньше!), которая должна будет выбрать портрет для световой проекции. В ее составе чиновники, депутаты и эксперты. Конкретные фамилии не называются.
В Смольном уверяют, что «любой желающий может направить на рассмотрение свое предложение в виде рисунка или изображения», соблюдая при этом условия, перечень которых занял в пресс-релизе целый абзац мелким шрифтом. Контора пишет!