Столь единодушные итоги референдума в Крыму, где 96,7% голосовавших выбрали воссоединение с Россией, ставит Запад перед сложной проблемой. Референдум заранее был объявлен нелегитимным с подачи президента США, а страны Евросоюза заранее взяли под козырек и хором твердят о «неконституционном голосовании под дулами автоматов».
Теперь последуют обещанные санкции против России, которые затронут список высших функционеров, их счета за рубежом и свободу перемещения по миру. ЕС хочет отменить саммит с Россией. Неприятно, но жить можно. Но что теперь Евросоюзу делать с народом Крыма? Ведь крымчан после 16 марта уже точно не заставишь жить с националистическим Майданом под одной крышей, в пределах одного государства, и это ясно даже упертым европейцам. Даже если рассориться с Россией до уровня холодной войны, отношение большинства русскоязычных регионов Украины к нелегитимным властям в Киеве изменить не удастся.
Бывший министр иностранных дел Франции Ален Жюппе, не замеченный в любви к России и отметившийся на посту травлей Башара Асада, в своем блоге признал дипломатический тупик, в который себя загнали европарт-неры: «Ловушка. Референдум, организованный в Крыму после российской военной интервенции этого региона в нарушение международного права, — это силовая акция. Но массовое участие в нем населения и однозначность результата делают его сегодня определяющим. Обойти его невозможно... Полная безответственность — допустить риск военной эскалации. Западу потребуется осторожность, единство и твердость. Будет трудно».
Ключевое слово в рассуждениях бывалого дипломата — «единство». Даже доминанта американских устремлений в регионе не дает Западу былого единомыслия в понимании ситуации. Присутствие международных наблюдателей в Крыму еще больше подрывают нарисованную для западного обывателя картинку «аннексии под дулом автомата». Энрике РАВЕЛЛО, депутат парламента Испании, отметил, что никакого давления на избирателей он не зафиксировал. Так же как и не видел российских военных, хотя был и в аэропорту, и ездил по участкам. То, что пишет испанская пресса, не соответствует действительности, утверждает Равелло.
Другой парламентарий, евродепутат Йохан Штадлер из Австрии, также считает референдум настоящим и неподдельным. «Ни на одном участке я не заметил никакого давления со стороны кого-либо. Я не видел ни одного избирателя, на которого бы оказывалось какое-то влияние. Благодаря прозрачным урнам, которые использовались на референдуме, мы могли свидетельствовать, что манипуляций точно не было».
Представитель французского Национального фронта евродепутат Эмерик Шопар еще более оптимистичен. «Все прошло отлично. Инцидентов мы не видели. Мы — это наблюдатели из Австрии, Франции, Испании, Италии, стран Центральной Европы. Программу посещений нам не навязывали, дали шофера, а выбирали маршруты сами. Я поехал в зону проживания крымских татар. Там тоже все было организовано. Участие было менее активным, что и следовало ожидать. Часть лидеров общины призвала к бойкоту, и люди боялись подставиться. Реальность в том, что громадное большинство русского населения Крыма взяло свою судьбу в свои руки. Но важно, что участвовали все меньшинства. Это дает весомый результат для воссоединения исторической провинции с матерью Россией!»
Сама лидер Национального фронта Марин Ле Пен призвала ЕС не проявлять непоследовательности в оценке результатов крымского референдума, ведь итоги косовского вообще были приняты европейцами без оглядки на резолюции ООН. Ее политический конкурент — лидер левых Жан-Люк Меленшон — признал, что трогать границы в Европе опасно, но евроатлантическая жестикуляция еще опаснее. «Вы хотите ввести санкции против России? Если бы я был сторонником полного хаоса в Европе, я бы зааплодировал двумя руками. Конечно, меня после этого заклеймят другом Путина, но нужно вести диалог, а не оскорблять оппонентов».
А тем временем Washigton Post сообщает, что помощь, обещанная лидерам Майдана Бараком Обамой, скоро может и не прийти. Помощь Украине забуксовала из-за межпартийных трений на Капитолийском холме. Так что всеобщая воинская мобилизация на Украине, как и амбициозная программа реформ, могут столкнуться с дефолтом госсчетов уже в ближайшие недели. Пока правительство Яценюка успело повысить себе зарплату и срезать наполовину пенсии.