После обнародования итогов голосования оба - новоизбранный и прежний - лидера Китая обменялись рукопожатиями перед объективами теле- и фотокамер, и этот снимок украсил первые полосы всех газет. На посту председателя ПК ВСНП (спикера парламента) Ли Пэна сменил 61-летний У Банго, в начале 1990-х возглавлявший мэрию Шанхая до перевода в середине 1990-х в столицу на должность вице-премьера. Взамен ушедшего в отставку Чжу Жунцзи премьером Госсовета КНР стал другой заместитель главы правительства - 60-летний Вэнь Цзябао, курировавший прежде сферу сельского хозяйства. А накануне председателем Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК - совещательного органа в политической системе КНР) вместо Ли Жуйхуаня был избран 62-летний Цзя Цинлинь, год назад возглавлявший столичный партком.
Все новоизбранные лидеры - сравнительно молодые по китайским меркам представители поколения "красных технократов" - компетентные специалисты, искусные политики и умелые организаторы. К слову, никто из них - в отличие от представителей "третьего поколения" - не учился, не стажировался и не работал в бывшем СССР, а некоторые вообще не бывали в России.
Итак, на политическом Олимпе Поднебесной воссияли новые звезды. Однако о полном и окончательном переходе власти к четвертому поколению руководителей говорить еще рано. Ушедший с высших государственных и партийных постов 76-летний Цзян Цзэминь остался во главе влиятельнейшей структуры - Центрального военного совета (ЦВС). А поскольку известный маоистский постулат "винтовка рождает власть" никто не отменял, то, стало быть, самый опытный и авторитетный политик Поднебесной сохранит в своих руках контроль над 2,5-миллионной Народно-освободительной армией Китая (НОАК) и будет оказывать серьезное влияние на принятие решений по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики Китая.
БЕЗЗАВЕТНО ПРЕДАН И РЕШИТЕЛЕН
Согласно официальной хронике Ху Цзиньтао родился 25 декабря 1942 года в уезде Цзиси провинции Аньхой. Хотя в китайских и зарубежных справочниках китайских персоналий не найти сведений о том, какими играми увлекался, с кем дружил и как учился в школе будущий лидер Китая, на последний вопрос все же можно ответить: "прилежно". В 1959 году он без всякой протекции поступил в престижный столичный университет Цинхуа на факультет гидравлики. На одном курсе с Ху училась очаровательная Лю Юнцин, после долгого ухаживания ставшая его женой и родившая ему сына и дочь. Кстати, подросшие дети отучились в том же вузе, что и родители.
Судьба Ху Цзиньтао накануне "культурной революции" складывалась так же, как и у большинства его сверстников. Перед молодым человеком, за год до выпуска вступившим в партию, успешно сдавшим экзамены в аспирантуру и занявшим должность политинструктора, открывались ясные перспективы партийной, научной либо инженерной карьеры. Однако все планы порушила "великая смута", и в 1968 году Ху отправился на трудовое перевоспитание в бедную провинцию Ганьсу на западе страны. Проработав год разнорабочим на стройке, выбился в техники и принимал участие в сооружении двух ГЭС в верхнем течении реки Янцзы. А вообще за 12 лет работы в Ганьсу Ху Цзиньтао побывал во всех уголках региона, за что его прозвали "ходячей картой" провинции.
Именно тогда - в середине 1970-х - и произошло событие, предопределившее всю дальнейшую судьбу Ху. В ходе одной из инспекционных поездок провинциального руководства по строительным объектам на него обратил внимание Сун Пин - тогдашний секретарь парткома Ганьсу, вошедший позднее в состав высшего руководства КНР. Серьезный, деловитый молодой инженер произвел на опытного партийца хорошее впечатление, и они сблизились, несмотря на 25-летнюю разницу в возрасте и в положении. В их характерах обнаружилось много общего - оба спокойные, не склонные к конфронтации, беззаветно преданные партии. На ближайшие полтора десятка лет Сун Пин стал архитектором карьеры Ху Цзиньтао, выросшего сначала до первого секретаря ЦК КСМК (китайского комсомола), а в 1985 году ставшего одним из самых молодых членов ЦК КПК и секретарем парткома другой бедной провинции - Гуйчжоу.
Особое место в биографии нового лидера партии и государства занимает "тибетский" этап. После обострения в 1988 году межнациональных противоречий в Тибетском автономном районе встал вопрос о новом региональном лидере, и Ху бесстрашно вызвался поехать в Лхасу. Когда в начале марта 1989 года в Тибете вспыхнули беспорядки, он без колебаний принял жесткие меры к восстановлению порядка. При разгоне демонстраций полиция применила слезоточивый газ и боевые патроны, однако большого кровопролития удалось избежать. Решительные действия молодого губернатора обратили на себя внимание Дэн Сяопина, высокое мнение которого о Ху подтвердилось в ходе тяньаньмэньских событий весны - лета 1989 года. Тибет оставался спокойным, а Ху Цзиньтао одним из первых направил в ЦК КПК телеграмму с выражением поддержки действиям руководства по подавлению "контрреволюционного мятежа". Утверждают, что уже тогда Дэн взял Ху на заметку как перспективного преемника Цзян Цзэминя.
Напряженная работа в высокогорье стала сказываться на самочувствии Ху Цзиньтао, и он переехал в Пекин. Свидетельством высокого доверия к нему со стороны Дэн Сяопина и других "старейшин" стало поручение возглавить работу по подготовке к проведению XIV съезда КПК. На этом форуме в 1992 году главный покровитель Ху - Сун Пин ушел в отставку со всех постов, предварительно договорившись о том, что его место в политбюро и постоянном комитете отойдет к 49-летнему протеже. Так оно и произошло. В политбюро Ху Цзиньтао курировал вопросы партийного строительства и расстановки кадров, входил в секретариат ЦК КПК и возглавлял кузницу номенклатуры - Центральную партийную школу. На XV съезде КПК в 1997 году был переизбран на занимаемые посты, к которым в марте 1998 года добавилась должность заместителя председателя КНР.
ПОМНИТ ВСЕ И ХОРОШО ТАНЦУЕТ
В официальной биографии Ху отмечается, что он способен, "не поступаясь принципами, гибкими методами справляться со сложными ситуациями". Главными качествами молодого выдвиженца, весьма импонировавшими китайским лидерам, стали отсутствие ярко выраженных политических амбиций и готовность к беспрекословному выполнению приказов старшего поколения. В политическом истеблишменте Китая это высоко ценится как признак строгого соблюдения партийной дисциплины. Хотя на вверенных ему участках работы Ху Цзиньтао и не хватал звезд с неба, но всегда избегал очевидных ошибок. А за десять лет работы в Чжуннаньхае (так именуют резиденцию партгосруководства КНР) он в совершенстве овладел наукой выживания в политике.
В отличие от Ху-аппаратчика как о человеке о нем известно куда меньше. Все биографы характеризуют его человеком мягким и обходительным, весьма приятным в общении. Отмечают хорошую наблюдательность и великолепную память - при повторной встрече с кем-либо Ху любит припомнить подробности предыдущей беседы, пусть даже десятилетней давности, и удивить тем самым собеседника. Новый лидер Китая хорошо играет в настольный теннис, любит оперу, кино и чтение. Но больше всего любит танцы - в студенческие годы завоевывал призы на межвузовских танцевальных конкурсах, продолжал танцевать во время руководящей работы в комсомоле и даже солировал на вечерах в ЦК.
Несмотря на то, что многие в КНР и за рубежом по сей день считают Ху Цзиньтао "темной лошадкой", большинство наблюдателей сходится в том, что с приходом к власти нового лидера существенных перемен во внешней и внутренней политике Китая в обозримом будущем не последует. В ближайшие годы новый председатель КНР сосредоточит основные усилия на консолидации власти в своих руках, а этого нельзя достичь без стабильности. Ему и другим представителям четвертого поколения руководителей предстоит вести 1,3-миллиардный Китай на штурм "сяокана" (общества средней зажиточности), решая попутно такие сложные проблемы, как поддержание высоких темпов экономического роста и сокращение разрыва в доходах различных слоев и групп населения.