После потрясающих успехов наших олимпийцев (два «золота», «серебро» и «бронза»!) на санно-бобслейных трассах в Сочи зазвучали ехидные комментарии и даже упреки: россиянам-де проще выступать в этих видах спорта, поскольку трассы сделаны «под хозяев». Скользкая тема? За разъяснениями мы отправились к Владимиру Козлов, главному специалисту, готовившему ледяной желоб к стартам. Это он в буквальном смысле прокладывал дорогу чемпионам.

Сразу хочу отметить: все обвинения в том, что наши олимпийцы получили преимущество перед иностранными спортсменами, беспочвенны, – отрезал Козлов. – Расписания тренировочных заездов четко регламентированы, абсолютно все участники соревнований имели достаточно времени для того, чтобы приноровиться к трассе. На любых соревнованиях есть хозяева и гости, важно, чтобы регламент тщательно соблюдался. И еще одна немаловажная деталь: почти весь судейский корпус – это иностранные специалисты. Вряд ли их можно упрекнуть в создании особых условий для россиян. Да и технически как вы это представляете? Что кто-то посыпает желоб песочком перед определенными заездами? Это все несерьезные разговоры...

Да, могу подтвердить: руководство сборной Австралии подавало протест после соревнований в женском скелетоне, где нашей Елене Никитиной якобы увеличили дистанцию для разгона. Но после тщательного изучения записи судейский корпус не нашел никаких нарушений и бронзовую медаль Лены признал заслуженной. Латышские телевизионщики сделали провокационный сюжет: по их версии, разбег нашего чемпиона Третьякова в телекартинке не был отражен полностью. Но сам тренерский штаб сборной Латвии опроверг эти домыслы и подтвердил: Третьяков выиграл честно. В общем, причины побед и поражений – в самих спортсменах.

– Есть ли у вас профессиональные секреты? Как вообще происходит подготовка подобных трасс?

– Профессионалы способны наморозить трассу за 3–4 дня в любых условиях. Сроки зависят от погоды – при морозе, естественно, подготовка ледяного покрова требует вдвое меньше времени. Для бобслея хватает слоя льда в 3–4 см. Когда уже перед соревнованиями мы открываем тенты, на готовую трассу идет теплый воздух. Но при помощи холодильных установок, которые находятся под слоем льда, мы задаем ему нужные характеристики.

– Насколько сочинская трасса способна «держать» тепло, чтобы спортсмены, стартующие первыми, не получали преимущества?

– Трасса защищена козырьками и тентами, так что осадки и солнечные лучи не влияют на состояние покрытия. Это позволяет проводить тренировки и соревнования и при температуре +20 градусов.

– Если сравнить «Санки» с аналогичными санно-бобслейными комплексами в мире...

– Не сочтите меня куликом, расхваливающим свое болото, но многие специалисты и эксперты сегодня говорят: сочинская трасса на данный момент – лучшая в мире.

Сооружение действительно уникальное. Оно расположено на северном крутом склоне хребта Аибга, так что прямые солнечные лучи сюда попадают ненадолго. При том что здесь ласковое тепло: всего лишь в нескольких километрах в сторону Адлера растут виноград и хурма. Проектировщики и строители избежали напасти, характерной, например, для олимпийской трассы в Калгари, где боковым ветром надувается песок и оседает на ледовом покрытии. У нас площадка выбрана на редкость удачно – профиль трассы почти совпадает с профилем местности. При этом она не является высокогорной: точка старта располагается на высоте 840 метров над уровнем моря, финиша – около 700. Максимальная протяженность трассы – 1814 метров, из них 314 находятся в зоне торможения, которое совершается за счет контруклона. Всего имеется три участка с контруклоном. Зачем они? Да чтобы сдерживать предельную скорость до уровня безопасной. С этим строго. Проектировщики и строители совместно с МОК и международными федерациями приняли решение специально уменьшить первоначально запланированную среднюю скорость на 6 км в час. И все равно сочинская трасса является очень быстрой – спортсмены уже развивали на ней 140 км в час. А на олимпийских заездах четверок-бобов этот показатель, несомненно, будет превышен.

Но при этом трасса в «Санках» является вполне безопасной. Даже если экипаж полностью потеряет управление, возможность его прямого столкновения с какой-либо конструкцией (как это случилось с грузинским олимпийцем Нодаром Кумариташвили 4 года назад в Канаде) полностью исключена. И в то же время, по мнению ведущих саночников и скелетонистов, сочинскую трассу никак не назовешь пресной – она оригинальна, требует умного пилотирования и прекрасной техники. Что, собственно, и показали чемпионы Сочи-2014.

Интересно, кто именно готовил «Санки» к самым ответственным стартам. Владимир Козлов отвечает на этот вопрос с особой гордостью:

– В основном российские специалисты. Только несколько человек из Франции работали при первой заливке льда – они следили за профилем трассы. И приятно отметить, что благодаря нынешней Олимпиаде много российских специалистов повысили свою квалификацию в самых различных специализациях по подготовке и проведению соревнований по бобслею, саням и в скелетоне. Можете убедиться: и сегодня, в самую горячую пору олимпийских стартов, среди нашего рабочего персонала нет ажиотажа, авралов и прочей суеты, работа идет в точном режиме. Это неоценимый опыт, который, надеюсь, еще не раз пригодится.

Естественный вопрос: какая судьба ждет после Олимпиады комплекс «Санки»? Уж точно, что пусто и скучно здесь не будет. Комплекс в ближайшие годы будет использоваться не только в качестве тренировочной базы сборной России по трем видам спорта (сани, скелетон, бобслей), но и станет ареной для крупнейших соревнований. Например, саночники проведут здесь чемпионат мира в 2015 году, бобслеисты – в 2017-м.

Голос

Дайнис Дукурс, отец и наставник латышских спортсменов братьев Дукурс

– Я не верю всем этим разговорам про «особые условия», созданные кому-то из олимпийцев. Отдадим должное чемпионам и их мастерству. Ваш Третьяков был очень хорош и на разгоне, и в езде, и в технике. А нам чего-то не хватило. В первый день мы не угадали с выбором коньков, лед оказался мягковат. Но тут винить некого, кроме самих себя. И надо смотреть вперед.