Российские власти больше не желают мириться с дороговизной авиабилетов. Такой вывод эксперты сделали после жесткого заявления главы Счетной палаты. «Ну хватит обманывать народ-то, на самом деле!» — бросил упрек Сергей Степашин в адрес «Аэрофлота», крупнейшего отечественного авиаперевозчика. И пообещал в самое ближайшее время разобраться с механизмом ценообразования и принять меры к тем, кто искусственно завышает стоимость билетов.
Возмущение конкретного чиновника и миллионов безымянных пассажиров понять можно: услуги наших перевозчиков действительно заметно дороже, чем у их зарубежных конкурентов. Но после расследования аудиторов может выясниться, что виноваты в этом не только корыстолюбивые хозяева авиакомпаний, но также федеральные министерства и ведомства, которые устанавливают и регулируют правила игры на отечественном рынке авиационных услуг.
Наши эксперты считают, что цены на билеты авиакомпании «Аэрофлот», которые на
Что по этому поводу думают российские перевозчики? Вот что ответил нашему корреспонденту Лев Кошляков, заместитель гендиректора авиакомпании «ЮТэйр»:
— Авиакомпании не «обманывают народ», а работают в условиях сформировавшейся рыночной среды, которая и определяет уровень тарифов. Сегодня главная проблема развития гражданской авиации — это чрезмерная финансовая нагрузка на авиаперевозчиков. Во-первых, в тариф внутренних рейсов включен НДС, что сразу добавляет 18% к цене билета, в то время как для мировой практики это нехарактерно. Мы платим
Но пока такой политики нет, допуск иностранных компаний на внутренний рынок ничего не изменит. Они у нас столкнутся с тем же грузом проблем и будут вынуждены проводить ту же тарифную политику. Наглядным подтверждением может служить попытка создания дешевых авиаперевозчиков по западной модели. В России этот опыт так и не прижился, дискаунтеры понесли убытки. Сказанное касается также стоимости топлива, которая в цене билета составляет до 40 процентов — эту проблему надо решать комплексно, на макроэкономическом уровне.
Сегодня предпринимаются попытки снизить стоимость региональных перевозок с помощью государственных дотаций. Мне этот эксперимент кажется сомнительным. Авиакомпаниям нужны не дотации, полученные в результате лоббизма, а создание нормальных условий для бизнеса, чтобы развиваться «не вопреки, а благодаря».