Впечатляющая лунная миссия Китая, начавшаяся в субботу доставкой на ночное светило автоматической межпланетной станции «Чанъэ-3» с луноходом «Юйту» («Нефритовый заяц»), — свидетельство не только научно-технического прорыва Пекина, но и далеко идущих амбициозных планов в освоении космоса. Мы уже в роли догоняющих...
Двухнедельный путь к Луне вышел у китайцев на удивление гладким. Все у них получилось: и запуск трехступенчатой ракеты, и перелет к Селене, и переход межпланетной станции на окололунную орбиту. Самым сложным делом была, конечно же, мягкая посадка. Центр управления вмешиваться здесь уже не мог — все решала техника. Роботизированный комплекс должен был сам выбрать место прилунения. «Чанъэ-3» на 100-метровой высоте включил двигатель на торможение и филигранно завис на огненном столбе, чтобы дать возможность приборам тщательно осмотреть безжизненный лунный пейзаж.
Что, собственно, могут понять приборы в лунной картинке? Оказывается, многое. Бортовой компьютер научили распознавать трехмерные оптические изображения, фиксировать не только горы, но и небольшие ямы, камни, крутые уклоны. В случае опасности автоматика уводит модуль на другую траекторию.
Эх, если бы такая аппаратура была у наших конструкторов 44 года назад! В июле 1969-го советская станция «Луна-15» при посадке врезалась в гору и погибла. Сегодня такой оплошности компьютер себе не позволит. Китайские приборы выбрали подходящее место для посадки, определили нужную траекторию, выдали команды. В нескольких метрах от поверхности аппарат с помощью двигателей снова завис, погасив скорость снижения. А дальше — небольшой прыжок, и станция «Чанъэ-3» прилунилась на широко расставленные опоры.
Мягкая посадка на Луне с первой же попытки — это и по сегодняшним меркам достижение. Напомню: в ноябре 2011-го наша дорогостоящая и очень важная для науки автоматическая межпланетная станция «Фобос-Грунт» не смогла покинуть окрестности Земли — не включилась маршевая двигательная установка перелетного модуля. Тяжелый удар для отечественной космонавтики. А у России, казалось бы, опыта побольше, чем у китайцев.
Именно Советский Союз первым в мире плавно опустил на поверхность 100-килограммовую станцию «Луна-9» в феврале 1966-го, почти полвека назад. Вспомним и два наших лунохода, которые проехали по Селене в начале 1970-х в общей сложности более 47 км, проведя множество интересных исследований. Наконец, прорывом стали три наши автоматические межпланетные станции, взявшие в разное время пробы грунта на Луне и доставившие их на Землю. Из 34 лунных запусков, предпринятых СССР вплоть до 1976 года, 20 были частично или полностью неудачными. Ученые вообще считают, что посадка на Селену сложнее, чем на Марс, где есть хоть какая-то атмосфера.
А что сегодня? В НПО имени Лавочкина, некогда снискавшем мировую славу своими межпланетными аппаратами, говорят: нам надо заново научиться мягко сажать аппараты, ведь 40-летний перерыв — не шутка. Первый полет хотят сделать просто демонстрационным, чтобы убедиться: мягкую посадку мы вспомнили. Старт планируется на 2016 год. А китайцы высадили автоматический лунный десант, используя новейшую технику, уже сегодня. И проект этот вовсе не демонстрационный, а с насыщенной программой. То есть китайцы уже нас опережают. Российские ученые и конструкторы только думают о посадочных роботизированных лунных модулях с автономной навигацией, а китайцы продемонстрировали их на практике...
Впрочем, так ли нужна людям далекая каменная пустыня? Казалось бы, какие тайны может нам преподнести Луна, на которой побывали и автоматы, и американские астронавты, проехавшие по лунным маршрутам 89 км? На самом деле загадок остается немало. Например, что за лед находится в приполярных районах, куда еще не добирались луноходы? Сколько его, можно ли использовать в будущем эту воду для международной базы?
Россия планирует запустить в ближайшее десятилетие пять автоматических аппаратов к ночному светилу. Это «Луна-Глоб» (2016-й), «Луна-Орбитер» (2018-й), «Луна-Ресурс» (2019-й), а также «Луна-SR» и «Луна-29» с луноходом нового поколения (до 2023-го). К тому времени Китай, возможно, уже отправит на Луну своих космонавтов. По неофициальной информации, пилотируемая база КНР может быть создана к 2020 году.
Но пока на естественном спутнике Земли начинает работу луноход «Юйту». По общей конструктивной схеме он во многом напоминает давние советские луноходы. И русские, и китайцы использовали ажурные колеса с независимой подвеской. Систему терморегулирования, отводящую избыточное тепло из космического аппарата при страшной жаре — плюс 120 градусов — во время двухнедельного лунного дня и защищающую от немыслимого холода при температуре минус 160 градусов в течение двухнедельной лунной ночи. Еще традиционные элементы: изотопный радиоактивный источник тепла, солнечные батареи, обеспечивающие аппарат электроэнергией. Но за 40 с лишним лет наука и техника шагнули очень далеко. Начнем с того, что «Юйту» в несколько раз меньше советского лунного первопроходца — всего 140 кг, длина — 1,5 м, ширина — 1 м, высота — 1,1 м (сравните с «Луноходом-1»: длина (с открытой крышкой) — 4,42 м, ширина — 2,15 м, высота — 1,92 м, а масса- свыше 750 кг!). У нашего лунохода было восемь колес, а у китайского — шесть. Но главная разница — в навигационном оборудовании. Китайский ровер имеет автономную систему, которая позволяет аппарату двигаться самостоятельно, выбирать дорогу, принимать важные решения.
Объективности ради заметим, что и у нашего лунного самоходного аппарата была по тем временам неплохая система безопасности. Она останавливала луноход при предельных углах бокового крена, при перегрузках электродвигателей колес. Но, понятно, на «Юйту» уровень автоматики на порядок выше. Будь, например, на нашем «Луноходе-2» аналогичная аппаратура, вездеход не погиб бы.
Ту историю я помню хорошо. «Луноход-2», пройдя не один километр, оказался внутри очередного кратера. Видимость была плохая, началась пробуксовка. Решили отъехать немного назад. Но получилось так, что откинутая наверху солнечная панель зацепилась за грунт. Липкая лунная пыль попала на панель и на радиатор. Стряхнуть ее не удалось. Это повлияло и на тепловой режим, и на выработку тока. Луноход погиб...
Китайцы, думаю, извлекли уроки. «Нефритовый заяц» будет исследовать геологическую структуру и грунт. Планируется впервые проводить зондирование с поверхности Луны на 100-метровую глубину. Радар будет определять распределение магмы, лавовых трубок, горных пород: Таких работ прежде не проводилось.
«Юйту» может ехать со скоростью до 200 м/ч. В холодное ночное время луноход будет спать, а с восходом солнца начнет очередной цикл исследований. Специалисты рассчитывают, что «Юйту» продержится на Селене три месяца. На Землю возвращать его не планируют.