Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ, президент Российского союза ректоров:
- Цель любых реформ - улучшение, а отнюдь не ухудшение существующей ситуации. Хочу подвергнуть сомнению предлагаемую Министерством образования и науки систему "бакалавр-магистр". Недавно я задал вопрос лучшим университетским студентам, будущей научной элите: "Кем вы станете, получив степень бакалавра?" Они ответили: "Лаборантами зарубежных лабораторий". Если мы, не продумав хорошенько предстоящее нововведение, поднажмем, сделаем всех бакалаврами, а потом часть из них - магистрами, то нанесем непоправимый вред всей системе высшего образования. В таких областях знания, как математика, наука о материалах или химия на уровне бакалавриата, мы получим просто научный полуфабрикат. Речь здесь должна идти не о бакалавриате, а о траектории специалиста. В двухуровневой подготовке таится одна серьезная опасность: эта подготовка не предполагает степени доктора наук. Если мы сейчас безоговорочно введем новую систему, то рано или поздно потеряем нашего доктора, а это может обернуться трагедией для науки. Думаю, что гораздо логичнее было бы перейти на многоуровневую систему, в рамках которой могут быть бакалавр, специалист, магистр, аспирант, докторант и кандидат наук.
Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:
- Мы предлагаем перейти на двухуровневую подготовку, обеспечить мобильность студентов и преподавателей в едином европейском образовательном пространстве, обеспечить также взаимное признание дипломов с другими странами не потому, что это соответствует Болонскому процессу, а потому, что все это соответствует интересам России. Двухуровневая система высшего образования для ряда специальностей - вещь полезная, поскольку предоставляет учащимся немало новых возможностей. Во всем мире специалисты, окончившие высшие учебные заведения, решают разные задачи. Одни создают инновации, занимаются научными исследованиями. Другие же только потребляют, утилизируют плоды чужих исследований. Так вот, бакалавр - это тот, кто в своей работе умеет использовать знания, добытые другими. Магистр же сам создает новые знания.
Мы базируемся на традициях российской системы образования, поэтому движение к двухуровневой системе не должно быть слишком быстрым. Как известно, Россия станет полноправным участником Болонского процесса только к 2010 году. За это время мы постараемся использовать все наши конкурентные преимущества. Безусловно, в гуманитарном и инженерном образовании есть своя специфика, ее мы учитываем. Там, где сочтем целесообразным, сохраним привычную систему пятилетней подготовки специалистов.
Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Высшей школы экономики, сопредседатель РОСРО:
- Сегодня нужно спасать систему университетов. Если вузы останутся без науки, то Россия по уровню своего интеллектуального капитала скоро скатится до Латинской Америки. Необходимо в ближайшие годы добиться, чтобы вузы тратили в год на обучение одного студента не менее 2 тысяч долларов, а средняя зарплата доцента составляла хотя бы тысячу долларов в месяц. К сожалению, к высшей школе не применима ни одна модель, построенная на старом ресурсном подходе. Сейчас на высшее профессиональное образование из бюджета направляется 0,45 процента внутреннего валового продукта. Могу совершенно ответственно заявить: при таком подходе, даже в условиях роста ВВП, мы не решим проблему восстановления университетов. Чтобы ее решить, необходимо к 2010 году иметь дополнительно около 2 миллиардов долларов на науку в университетах и до 2 миллиардов долларов на программы развития высших учебных заведений.
Одна из острейших проблем - расширение зон имитации образования, рост количества псевдовузов, предлагающих диплом за символическую плату. Мы предлагаем резко ужесточить контроль над качеством высшего профессионального образования. Нужно поручить ведущим вузам, дорожащим своей репутацией, организацию предметных олимпиад и аттестацию образовательных программ научных кадров. Кроме того, на мой взгляд, следует ограничить цену платного образования снизу, чтобы она соответствовала как минимум уровню бюджетного финансирования образовательных программ. На 2004 год - это 750 долларов в год.