Главная Культура 00:01 17 Ноября 2023 9761
Ирина Цуканова: Без души и высокого профессионализма в «Березке» никак!
Ирина Цуканова - из тех, кому найти себя в ансамбле помогла Мира Кольцова. Фото предоставлены ансамблем «Березка»

В нынешнем году легендарный ансамбль «Березка» отмечает 75-летие. Но о возрасте думаешь в последнюю очередь, когда видишь выразительные, темпераментные, безумно красивые, словно узор павловопосадского платка, их танцевальные номера. Никакого намека на усталость, самоповторы, снижение эмоционального градуса. Публика самых разных стран по-прежнему счастлива видеть наших танцовщиц и танцоров. Кто они, творцы русского хореографического чуда? Какими заветами легендарных руководительниц Надежды Надеждиной и Миры Кольцовой вдохновляются? Чем еще кроме репетиций и выступлений живет коллектив? Об этом «Труду» рассказала Ирина Цуканова, заслуженная артистка России, экс-солистка, а ныне главный балетмейстер ансамбля.

— Фольклорных коллективов на сцене много. А в чем, по-вашему, секрет успеха «Березки»?

— Надежда Сергеевна Надеждина создала ансамбль в 1948 году после удачного выступления молодых колхозниц Калининской, ныне Тверской области на Всесоюзном фестивале сельских талантов, с которыми она подготовила танцевальный номер «Березка». Жюри и зрители приняли композицию с восторгом. Ее образы и стиль будто вырастали из глубины народной жизни. Автором была сама Надеждина, увлеченная фольклором, хорошо его изучившая. При этом она имела великолепную академическую подготовку — училась у Вагановой в балетной школе, девять лет танцевала в Большом театре. Традиции классического танца она соединила с народным творчеством и собственной авторской идеей. Получилось очень ярко и самобытно. А название номера, где девушки держали в руках веточки березы, стало именем коллектива.

Традиции продолжила Мира Михайловна Кольцова, 65 лет отдавшая «Березке» сначала как танцовщица, затем как художественный руководитель и главный балетмейстер. Теперь продолжаем мы: 30 танцовщиц, 25 танцоров, балетмейстер, хореограф, музыканты. Вместе со страной переживаем радости и трудности, сомнения и подъемы.

Тот самый номер «Березка», что дал название всему коллективу

— Об этом несколько лет назад, помнится, был снят сериал.

— Ох уж этот сериал... Наша боль. Ведь многого из того, что там показано, в реальности не было. Столько присочинено! Про внутренние интриги, например.

— Но принято считать, что в творческих коллективах без них не обходится. Да и актерская профессия — такая зависимая, в отношениях артистов и руководства столько тайных смыслов и тонких пружин.

— На мой взгляд, дело не в зависти, а в том, что желания артиста могут не совпадать с его возможностями. Поэтому очень важно помочь человеку найти себя в труппе. Мы стараемся, чтобы у каждого из наших артистов была своя ниша, если хотите — свой репертуар. В душу, конечно, не заглянешь. Возможно, кто-то кому-то в «Березке» тайно и завидует. Не знаю. На сцене этого точно не видно. Зато всегда виден талант и результат репетиционной работы. Она проявляет: вот это — солист, а это — артист кордебалета. Солистом не каждый может быть. Иметь пластичные данные недостаточно. Надо быть очень музыкальным человеком. И эмоциональным. Плюс уметь фантазировать, и еще много чего от человека требуется. В «Березке» несколько составов солистов.

Все они регулярно танцуют, а не грызутся за лидерство. У нас все на поверхности — как танцуешь, такое место и занимаешь. Тут не до интриг.

«Березка» — это и темпераментный мужской танец

— В кино про балет нам регулярно показывают, как конкуренткам под ноги подбрасывают стеклянные шарики.

— За фантазии киношников отвечать не возьмусь. Но даже если допустить, что где-то подобное и происходило, почему мы должны считать это повсеместным? Не понимаю! У нас этого не было и нет. По крайней мере на своем веку ничего даже отдаленно похожего не вспомню. Какие там шарики — столько работы, а в ней — возможностей проявить себе. Ей-богу не до этих глупостей.

— Как вы пришли в ансамбль?

— Как многие другие — окончила школу-студию Игоря Моисеева. В числе нескольких девочек — предпочли высоконьких — была отобрана в «Березку». Первое время, глядя на хороводы, думала: боже, как же такой плавности достичь? Особенно мне, с моим горячим темпераментом. Помогла Мира Михайловна Кольцова. Помимо вальса «Березка» она предложила работать в темповом танце «Тройка». Постепенно пришла уверенность...

Мира Михайловна воспитала не одно поколение талантливых танцовщиц. Она была разносторонне развитым человеком. И нас учила не зацикливаться на танцах — ходить на выставки, в филармонию, драматический театр. К ней всегда можно было зайти в кабинет — она и мудрый жизненный совет могла дать.

— Век танцора короток: 20 лет — и на пенсию! Некоторым балетным, правда, везет, им специально создают хореографию, благодаря чему, например, Майя Плисецкая в 60 лет танцевала «Даму с собачкой», в 80 — «Аве Марию». Но она, конечно, уникум.

— Вот именно! Тут вообще все очень индивидуально. Если ты в хорошей физической и эмоциональной форме, тебе будут только рады на сцене. Но предел все-таки есть. Можете представить себе девичий хоровод из 50-60-летних танцовщиц? Я — нет. Кроме того, разве вправе ансамбль «Березка» взять и сменить стиль, перейти на облегченные па? Отказаться от того, за что нас любит зритель?

— Мира Кольцова говорила, что, танцуя на сцене, нужно слышать каждый инструмент в оркестре и чтобы музыка, во всех ее тонкостях, отражалась в твоем взгляде, руках. Но как этого добиться?

— Работать, работать, работать. И ничего не бояться. Иного рецепта человечество еще не придумало.

Точнее, чем «ожившая сказка», про стиль «Березки» вряд ли скажешь

— По оперно-балетному миру гуляют легенды о том, как девушка, мечтая стать артисткой, поступила в театр уборщицей, а потом вдруг заболела прима, и эта юная особа, зная наизусть весь репертуар, в один вечер стала звездой. Так бывает?

— Разве что в кино. В танце это абсолютно нереально. Начинать нужно с малых лет: сперва художественная самодеятельность, потом хореографическое училище, наконец, жесткий отбор в ансамбль. Без души и высокого профессионализма в «Березке» никак! Наше искусство очень сложное и специфичное. Оно молчаливо — свои мысли и чувства нужно уметь выражать движением, мимикой, постоянно сверяясь с музыкой. Очень сильный характер необходимо иметь, чтобы все это освоить.

— Как отмечаете 75-летие «Березки»?

— В этом году уже дали очень много концертов, но кульминация впереди: 25 декабря на сцене Большого театра.

Слово музыканта

Леонид Смирнов, главный дирижер оркестра

— В «Березку» меня пригласили в 1967 году на освободившееся место баяниста. Пришел посмотреть и сразу влюбился в коллектив из-за его необычности и красоты танцев. Настолько, что и сам в какой-то момент затанцевал. Был у нас шуточный номер — «Холостяки». Полтора десятка танцовщиков и я с баяном. Старался делать визуальный акцент на инструменте. Сама Мира Кольцова убедила поучаствовать в этом номере. Удивительная женщина — яркая, остроумная, добрая. Разумеется, в работе строгая, требовательная. Как иначе в нашем деле, да и в любом другом.

Известно ее выражение: «Наша жизнь — это счастье, несчастье, заботы, преодоление». Правильно сказано! В 1990-е ансамбль в очередной раз остался без помещения. Из собора на Петровке в Москве нас выселили, ничего другого не предложив. А репетировать-то надо. Мыкались не один год по съемным адресам. Но даже мысли ни у кого не было, чтобы распустить ансамбль.

Главная работа Леонида Смирнова — музыкантская. Но и без танцевальных па порой не обходится

А случались и опасные ситуации. Летели мы как-то на гастроли в Аргентину с пересадкой в Чили. Приземляемся, а там госпереворот. Нас всех на 11 дней заперли в гостинице. Ни репетиций, ни прогулок. Даже новости не давали слушать. Думай что хочешь. Потом говорили об этом с юмором — плохое если вспоминать, то только так. Нас этому Надеждина учила.

Среди 80 зарубежных стран, посещенных «Березкой», есть такая, как Эквадор. Чья столица, самая высокогорная в мире, лежит на высоте почти 3 тысячи метров над уровнем моря. Наших артистов на концерте там сопровождали медики с кислородными баллонами и носилками. Объяснили, что до того у них выступали испанцы, некоторых пришлось госпитализировать. Но носилки нам не потребовались: отработали два концерта за один день. А к баллонам если и припадали, то в паузах лишь на пару-другую глотков. Зрители, узнав об этом, устроили овацию.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6132
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5874
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4330
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...