Ирина Цуканова: Без души и высокого профессионализма в «Березке» никак!

Уникальному ансамблю - 75 лет

В нынешнем году легендарный ансамбль «Березка» отмечает 75-летие. Но о возрасте думаешь в последнюю очередь, когда видишь выразительные, темпераментные, безумно красивые, словно узор павловопосадского платка, их танцевальные номера. Никакого намека на усталость, самоповторы, снижение эмоционального градуса. Публика самых разных стран по-прежнему счастлива видеть наших танцовщиц и танцоров. Кто они, творцы русского хореографического чуда? Какими заветами легендарных руководительниц Надежды Надеждиной и Миры Кольцовой вдохновляются? Чем еще кроме репетиций и выступлений живет коллектив? Об этом «Труду» рассказала Ирина Цуканова, заслуженная артистка России, экс-солистка, а ныне главный балетмейстер ансамбля.

— Фольклорных коллективов на сцене много. А в чем, по-вашему, секрет успеха «Березки»?

— Надежда Сергеевна Надеждина создала ансамбль в 1948 году после удачного выступления молодых колхозниц Калининской, ныне Тверской области на Всесоюзном фестивале сельских талантов, с которыми она подготовила танцевальный номер «Березка». Жюри и зрители приняли композицию с восторгом. Ее образы и стиль будто вырастали из глубины народной жизни. Автором была сама Надеждина, увлеченная фольклором, хорошо его изучившая. При этом она имела великолепную академическую подготовку — училась у Вагановой в балетной школе, девять лет танцевала в Большом театре. Традиции классического танца она соединила с народным творчеством и собственной авторской идеей. Получилось очень ярко и самобытно. А название номера, где девушки держали в руках веточки березы, стало именем коллектива.

Традиции продолжила Мира Михайловна Кольцова, 65 лет отдавшая «Березке» сначала как танцовщица, затем как художественный руководитель и главный балетмейстер. Теперь продолжаем мы: 30 танцовщиц, 25 танцоров, балетмейстер, хореограф, музыканты. Вместе со страной переживаем радости и трудности, сомнения и подъемы.

Тот самый номер «Березка», что дал название всему коллективу

— Об этом несколько лет назад, помнится, был снят сериал.

— Ох уж этот сериал... Наша боль. Ведь многого из того, что там показано, в реальности не было. Столько присочинено! Про внутренние интриги, например.

— Но принято считать, что в творческих коллективах без них не обходится. Да и актерская профессия — такая зависимая, в отношениях артистов и руководства столько тайных смыслов и тонких пружин.

— На мой взгляд, дело не в зависти, а в том, что желания артиста могут не совпадать с его возможностями. Поэтому очень важно помочь человеку найти себя в труппе. Мы стараемся, чтобы у каждого из наших артистов была своя ниша, если хотите — свой репертуар. В душу, конечно, не заглянешь. Возможно, кто-то кому-то в «Березке» тайно и завидует. Не знаю. На сцене этого точно не видно. Зато всегда виден талант и результат репетиционной работы. Она проявляет: вот это — солист, а это — артист кордебалета. Солистом не каждый может быть. Иметь пластичные данные недостаточно. Надо быть очень музыкальным человеком. И эмоциональным. Плюс уметь фантазировать, и еще много чего от человека требуется. В «Березке» несколько составов солистов.

Все они регулярно танцуют, а не грызутся за лидерство. У нас все на поверхности — как танцуешь, такое место и занимаешь. Тут не до интриг.

«Березка» — это и темпераментный мужской танец

— В кино про балет нам регулярно показывают, как конкуренткам под ноги подбрасывают стеклянные шарики.

— За фантазии киношников отвечать не возьмусь. Но даже если допустить, что где-то подобное и происходило, почему мы должны считать это повсеместным? Не понимаю! У нас этого не было и нет. По крайней мере на своем веку ничего даже отдаленно похожего не вспомню. Какие там шарики — столько работы, а в ней — возможностей проявить себе. Ей-богу не до этих глупостей.

— Как вы пришли в ансамбль?

— Как многие другие — окончила школу-студию Игоря Моисеева. В числе нескольких девочек — предпочли высоконьких — была отобрана в «Березку». Первое время, глядя на хороводы, думала: боже, как же такой плавности достичь? Особенно мне, с моим горячим темпераментом. Помогла Мира Михайловна Кольцова. Помимо вальса «Березка» она предложила работать в темповом танце «Тройка». Постепенно пришла уверенность...

Мира Михайловна воспитала не одно поколение талантливых танцовщиц. Она была разносторонне развитым человеком. И нас учила не зацикливаться на танцах — ходить на выставки, в филармонию, драматический театр. К ней всегда можно было зайти в кабинет — она и мудрый жизненный совет могла дать.

— Век танцора короток: 20 лет — и на пенсию! Некоторым балетным, правда, везет, им специально создают хореографию, благодаря чему, например, Майя Плисецкая в 60 лет танцевала «Даму с собачкой», в 80 — «Аве Марию». Но она, конечно, уникум.

— Вот именно! Тут вообще все очень индивидуально. Если ты в хорошей физической и эмоциональной форме, тебе будут только рады на сцене. Но предел все-таки есть. Можете представить себе девичий хоровод из 50-60-летних танцовщиц? Я — нет. Кроме того, разве вправе ансамбль «Березка» взять и сменить стиль, перейти на облегченные па? Отказаться от того, за что нас любит зритель?

— Мира Кольцова говорила, что, танцуя на сцене, нужно слышать каждый инструмент в оркестре и чтобы музыка, во всех ее тонкостях, отражалась в твоем взгляде, руках. Но как этого добиться?

— Работать, работать, работать. И ничего не бояться. Иного рецепта человечество еще не придумало.

Точнее, чем «ожившая сказка», про стиль «Березки» вряд ли скажешь

— По оперно-балетному миру гуляют легенды о том, как девушка, мечтая стать артисткой, поступила в театр уборщицей, а потом вдруг заболела прима, и эта юная особа, зная наизусть весь репертуар, в один вечер стала звездой. Так бывает?

— Разве что в кино. В танце это абсолютно нереально. Начинать нужно с малых лет: сперва художественная самодеятельность, потом хореографическое училище, наконец, жесткий отбор в ансамбль. Без души и высокого профессионализма в «Березке» никак! Наше искусство очень сложное и специфичное. Оно молчаливо — свои мысли и чувства нужно уметь выражать движением, мимикой, постоянно сверяясь с музыкой. Очень сильный характер необходимо иметь, чтобы все это освоить.

— Как отмечаете 75-летие «Березки»?

— В этом году уже дали очень много концертов, но кульминация впереди: 25 декабря на сцене Большого театра.

Слово музыканта

Леонид Смирнов, главный дирижер оркестра

— В «Березку» меня пригласили в 1967 году на освободившееся место баяниста. Пришел посмотреть и сразу влюбился в коллектив из-за его необычности и красоты танцев. Настолько, что и сам в какой-то момент затанцевал. Был у нас шуточный номер — «Холостяки». Полтора десятка танцовщиков и я с баяном. Старался делать визуальный акцент на инструменте. Сама Мира Кольцова убедила поучаствовать в этом номере. Удивительная женщина — яркая, остроумная, добрая. Разумеется, в работе строгая, требовательная. Как иначе в нашем деле, да и в любом другом.

Известно ее выражение: «Наша жизнь — это счастье, несчастье, заботы, преодоление». Правильно сказано! В 1990-е ансамбль в очередной раз остался без помещения. Из собора на Петровке в Москве нас выселили, ничего другого не предложив. А репетировать-то надо. Мыкались не один год по съемным адресам. Но даже мысли ни у кого не было, чтобы распустить ансамбль.

Главная работа Леонида Смирнова — музыкантская. Но и без танцевальных па порой не обходится

А случались и опасные ситуации. Летели мы как-то на гастроли в Аргентину с пересадкой в Чили. Приземляемся, а там госпереворот. Нас всех на 11 дней заперли в гостинице. Ни репетиций, ни прогулок. Даже новости не давали слушать. Думай что хочешь. Потом говорили об этом с юмором — плохое если вспоминать, то только так. Нас этому Надеждина учила.

Среди 80 зарубежных стран, посещенных «Березкой», есть такая, как Эквадор. Чья столица, самая высокогорная в мире, лежит на высоте почти 3 тысячи метров над уровнем моря. Наших артистов на концерте там сопровождали медики с кислородными баллонами и носилками. Объяснили, что до того у них выступали испанцы, некоторых пришлось госпитализировать. Но носилки нам не потребовались: отработали два концерта за один день. А к баллонам если и припадали, то в паузах лишь на пару-другую глотков. Зрители, узнав об этом, устроили овацию.