
В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы.
Спектакль привезли китайские артисты, впервые в Москве выступил Шэньчжэньский театр оперы и танца. Эта постановка — значимое событие в рамках перекрестного года культуры России и Китая. В Петербурга на Мариинской сцене артисты выступят 30 апреля и 1 мая.
В центре сюжета — легенда, герой Китая, он мало известен нашим зрителям, но в Поднебесной — считается национальным достоянием: сначала был Ип Ман и только потом его продолжатель знаменитый Брюс Ли, который познакомился с учителем в возрасте 16 лет и брал у него уроки. Ип Мана китайцы сравнивают с нашим Гагариным, ведь он — величайший мастер и популяризатор стиля Вин Чун, который увлек борьбой миллионы людей в стране. Ип Ман родился в Фошане в 1893 году, начал заниматься в 7 лет, оказался очень талантлив и быстро стал преподавать сам. В 1950-х годах мастер переехал в Гонконг.
Ип Ман обучал своему искусству и напоминал ученикам заветы мудрецов: «помогай слабым и поддерживай добродетели боевым мастерством». Вин Чун стала одной из первых школ боевых искусств, которая достигла мировой известности, благодаря школе многие заинтересовались Китаем. В спектакле две параллельные линии: история жизни самого учителя и сюжет о том, как в 90-х годах снимали фильм о жизни мастера.
В постановке мощная хореография: элементы китайских школ единоборств вплетаются в танцевальную канву. Выглядит завораживающее, на сцене единый пульсирующий живой организм, где каждый танцор — на своем месте и каждый — индивидуален и неповторим. Кроме взрослых, в зрительном зале были и дети. Девятилетний Алексей после просмотра поделился с «Трудом»: «Не вериться, что артисты — живые люди, а не биороботы, их движения очень точные, от них не оторвать глаз!».
— Жаль, что я не взяла с собой своего ребенка, — посетовала в разговоре с «Трудом» Ольга Казакова — председатель Комитета Государственной Думы по культуре. Это действительно очень хорошо, совершенно. Дотянули до десятки абсолютно. А сюжет зрители легко поймут, здесь ведь рассказана простая история: человек добивается того, о чем он мечтал. Добивается трудом. Упорство, уважение к учителю — все эти вещи очень важны и сегодня, мы ведь тоже хотим передать благородные истины нашим детям.
Хореограф постановки Мэнь Дачэнсчитает что «Вин Чун» — прекрасный пример традиционной китайской культуры. «Спектакль рассказывает о нашей истории, менталитете, стремлении двигаться вперед и преодолевать трудности». Как замечают критики. «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу» — не просто спектакль. Это встреча двух культур, переплетение прошлого и настоящего. И у нас с Китаем много общего.
В 1972 году Ип Ман скончался, но остался в народной памяти, о нем в Китае снято множество фильмов, рассказано сотни легенд. Спектакль «Вин Чун» Шэньчжэньского театра оперы и одна из таких легенд об Ип Мане. Вот на декорациях предстает улица с небольшими домами на родине Ип Мана в городке Фошань, вот стены монастыря, вот подворотни Гонконга. На репетициях артисты ходили по сцене в носках, — Это нужно было для того, чтобы лучше почувствовать сцену Большого театра, — рассказывали участники спектакля. А еще артисты труппы полтора года брали уроки по восточным единоборствам, готовясь к спектаклю.
Премьера «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу» состоялась в 2022 году. Театр уже ездил с постановкой в Великобританию, Францию, были в Сингапуре, а теперь показались и российским зрителям.