Теперь два главных российских вуза могут вводить новые специальности, устраивать дополнительные экзамены, но лишены права выбирать себе ректоров.
Отныне ректора МГУ и СПбГУ будет назначать лично президент. Да и бюджеты этих высших учебных заведений станут отдельной строкой в бюджете страны. Особый статус МГУ и СПбГУ демонстрирует то, что правительство доверяет этим вузам.
Вот только то, что ректора будет назначать лично президент, перечеркивает все позитивные нововведения. «Реально это имитация автономии», — подчеркивает Алексей Чаплыгин, руководитель проектов рейтингового агентства в сфере высшего образования РейтОР.
Но для поступающих и студентов большее значение имеют совсем другие изменения. Первое: вузы смогут принимать дополнительные профильные экзамены. И второе: они смогут разрабатывать собственные образовательные программы.
Поступить будет сложнее…
В этом году дополнительные испытания в МГУ проводились только на восьми факультетах из 38. Однако новый закон предоставляет более широкие возможности: дополнительное вступительное испытание профильной направленности может назначить любой факультет.
Но, по данным
Когда точно будет известно о дополнительных испытаниях, пока не ясно. Но
В
«Я не думаю, что дополнительные испытания введут на всех факультетах. Скорее, они так и останутся только на тех, где был традиционно высокий конкурс, или на творческих специальностях», — считает Александр Адамский, ректор института проблем образовательной политики «Эврика».
…и учиться — тоже
Пожалуй, главное нововведение — это то, что МГУ и СПбГУ теперь смогут разрабатывать собственные образовательные стандарты.
«Вузы станут более мобильными, будут быстрее реагировать на требования рынка труда. Они смогут, например, оперативнее вводить новые специализации», — отмечает Александр Адамский. В этом случае если вуз видит, что на рынке труда нужны специалисты по новым направлениям, то сможет быстрее подготовить все программы и документы и запустить специальность. И не получать бесконечно долго одобрение Министерства образования. Скорость здесь имеет критическое значение, и по сравнению с другими вузами в МГУ и СПбГУ новая специальность может появиться раньше на несколько лет. Обычному вузу на это требуется 5–7 лет. За эти годы высшие учебные заведения хоть выполняют формальные требования, но при этом выпускают на рынок труда специалистов с «устаревшими» знаниями.
«Разработки собственных образовательных стандартов следует ожидать по прорывным для современной науки направлениям, ориентированным на инновационное развитие экономики страны», — говорит завкафедрой философии образования, заместитель декана по учебной работе философского факультета МГУ Елена Брызгалина. И поясняет, что, к примеру, развитие фармацевтической промышленности требует сертифицированных специалистов в области доклинических испытаний лекарств. Но в настоящее время ни один российский вуз таких специалистов не готовит.
Однако то, что два ведущих российских вуза будут более мобильными и смогут быстрее изменять текущие специальности и вводить новые, может выйти боком студентам, которые хотят перевестись сюда из других вузов. К примеру, учился студент на филфаке одного вуза, а потом решил перевестись в МГУ. Сможет ли он сделать это?
Александр Адамский успокаивает: «Когда изменения не превышают 30%, то студент может досдать предметы и перевестись. Если, конечно, есть места. А вот если изменений больше — придется решать в индивидуальном порядке».
«Особый статус ведущих вузов откроет дополнительные возможности студентам для включения в исследовательский процесс, мобильности при освоении отдельных частей образовательных программ», — констатирует Елена Брызгалина из МГУ. Правда, вопрос в том, насколько финансовые возможности вузов позволят вводить новые методики, использовать современные технологии для изменения обучения. Пока технический прогресс в двух главных вузах страны хромает если не на обе, то на одну ногу точно. Нет необходимого числа компьютеров, нет современного оборудования для лабораторных и практических работ по физике и химии.