Президент Дмитрий Медведев присвоил МГУ и СПбГУ особый статус — это первый шаг к тому, чтобы дипломы ведущих российских вузов начали котироваться за рубежом.
Бумажка не для букашки
Первый шаг к мировому признанию среди работодателей МГУ и СПбГУ сделали — это собственный диплом, гарантированный особым статусом. Мировые лидеры высшего образования уже давно имеют такие брендовые документы.
«Собственный диплом котируется более серьезно. Это означает, что вуз не просто прячется за широкую спину государства, а готов нести ответственность за своих выпускников», — поясняет Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика».
Он сравнивает диплом собственного образца престижного вуза с личным клеймом
Конечно, нет. Так и надпись «Оксфорд» на учебниках и сертификатах уже давно является показателем качества образования. Именно название и логотип вуза, а не герб Великобритании.
Принимать по-другому
Ведущие мировые вузы очень серьезно относятся к приему студентов. Конечно, старшеклассники в Европе и США тоже сдают тесты в школе. Но их при поступлении в вуз недостаточно. Абитуриент готовит целый пакет документов: результаты тестов, характеристику из школы, фотографии, почетные грамоты и даже творческие работы. Учитывается все.
Помимо этого вузы проводят собственные экзамены. Чаще всего один из них — это собеседование.
МГУ и СПбГУ тоже теперь смогут проводить дополнительные испытания. Но пока, скорее всего, это будет лишь тест или контрольная работа по профильному предмету. До европейских критериев отбора пока ещё далеко.
Заняться кадрами
В отличие от европейских и американских вузов, где преподаватели
«Безусловно, надо создать максимально комфортные условия для иностранных профессоров и преподавателей. Законодательно и административно сейчас это огромная проблема», — говорит Александр Адамский.
И действительно, известным во всем мире научным деятелям пришлось бы получать квоту на трудоустройство вместе со строителями и торговцами с рынков.
Вне квоты на территории России могут трудиться только редкие специалисты, вроде биофизиков и
«У нас не сложилась система приглашения звезд — научных деятелей мирового уровня», — сетует Алексей Чаплыгин из РейтОР (рейтинговое агентство в сфере высшего образования).
Для сравнения: в США преподаватель с опытом и многочисленными публикациями получает от 200 тысяч долларов в год. В Европе — от 60 тысяч евро в год, а в России — до 20 тысяч долларов. И это ещё в лучшем случае.
Привлекать средства
Одна из главных проблем российских вузов — это ресурсы.
На протяжении последних 20 лет был настоящий голод — катастрофически не хватало финансирования.
Ситуация изменилась только за последние пять лет. «Но даже этот тренд не до конца выправил положение. Деньги были потрачены не слишком эффективно. Их можно было бы вложить в развитие персонала и организацию исследовательской базы. Например, на совместные исследования. Чтобы утечка мозгов из России превратилась в циркуляцию, в обмен», — говорит Алексей Чаплыгин.
Ещё одна проблема: многие предметы до сих пор разбираются на пальцах. Опять же
В общем, чтобы выйти на международный уровень МГУ и СПбГУ придется ещё вкладывать и вкладывать в материальную базу, в создание новых лабораторий, а также в зарплаты для людей, которые там работают.
Учить английский
Одна из главных проблем МГУ и СПбГУ в том, что занятия на английском языке здесь ведутся, пожалуй, только по одному предмету — собственно по английскому. В результате выпускники подчас не готовы к общению на высоком уровне и восприятию сложной информации на чужом языке. Они не могут писать научных статей, читать статьи коллег. А главное, им точно не светит устроиться на работу в иностранную компанию.
Алексей Чаплыгин уверен: главное, чтобы собственные стандарты двух ведущих российских вузов становились в один ряд с иностранными. А пока главная преграда для этого — отсутствие преподавания на английском языке. Даже во Франции, где к родному языку очень бережное отношение, обучение ведется и на английском.
Менять образовательный процесс
Сейчас система образования в МГУ и СПбГУ существенно отличается от европейской и американской. Прежде всего потому, что у нас за студента уже практически все решили. Выбрал специальность — дальше выбора нет. Четкий учебный план — ни шагу вправо, ни шагу влево. И только иногда курсы по выбору. Да и там он небольшой — из
«Это очень обидно, когда в другой группе на твоем факультете есть
Кроме того, мобильность российских студентов по сравнению со студентами других стран чрезвычайно мала. «Освоение студентами модулей программ зарубежных вузов сегодня практически невозможно. Например, эффективно, когда студент МГУ часть программы осваивает в
Чтобы поучиться в иностранном вузе, студенту чаще всего приходится действовать самостоятельно и даже терять курс или больше при переводе.
Развивать науку
Одной из составляющих репутации успешного вуза является индекс цитируемости, а также достижения преподавателей и студентов.
Понятно, что США здесь во главе планеты всей. Студенчество и преподавательский состав здесь крайне активны. И мы с вами можем даже гордиться: среди видных научных деятелей там сияют и бывшие выпускники МГУ и СПбГУ, которые
Почему же мы так проигрываем по научным статьям и достижениям?
Второе — это связи. Если бы те же студенты МГУ чаще бывали на стажировках за границей, то смогли бы сотрудничать с иностранными учеными, а значит, имели бы больше шансов быть изданными.
И наконец, это общее отношение к учебе. Наши ребята в большинстве своем не настроены заниматься научной деятельностью. Потому что все они знают, что в вузе и зарплата совсем небольшая, и перспективы весьма туманны. Можно годами лоббировать свое достижение, но ничего не добиться.
Кстати, по данным исследования РейтОР, среди российских вузов лидерами по научным достижениям являются именно МГУ и СПбГУ.
Оценивать по-другому
Все европейские вузы объединяет одно — система академических кредитов. Это общая система оценки знаний, которая позволяет студентам из одного вуза свободно переходить в другой, не пересдавая предметы и не сталкиваясь с прочими бюрократическими проблемами.
Что такое академический кредит? Вы совершаете во время учебы
К сожалению, в России такой системы нет. Поэтому наши студенты не могут не напрягаясь поехать учиться в европейский вуз. Если академические кредиты появятся в МГУ и СПбГУ, то студенты этих вузов смогут ездить учиться в другие высшие учебные заведения. Но и к нам будут приезжать молодые ученые и исследователи.
В чем же заключается система кредитов?
«В каждом европейском вузе есть и система академических кредитов, и собственная система оценки. Кредит выставляется в том случае, если вы не завалили экзамен по предмету. Например, у нас в вузе была
Около 40% студентов в вузе, где училась Мария, были из других стран, и система кредитов помогала им путешествовать из вуза в вуз.
Гордиться выпускниками
Чему ещё надо учиться у европейских и американских вузов, так это отношению к выпускникам. В высших учебных заведениях вроде Оксфорда или Гарварда есть клубы выпускников. Бывшие студенты вуза встречаются каждый год, помогают друг другу, а главное, трудоустраивают молодежь. Так неповторимый командный дух и некая корпоративная этика позволяют недавним студентам быстро делать карьеру.
Каждый бывший студент для вуза — это предмет гордости. За его судьбой следят, его фамилию можно найти в списках выпускников вуза.
А что у нас? На сайтах МГУ и СПбГУ мы можем найти лишь несколько фамилий выпускников. Это видные культурные и политические деятели. А другие, менее известные, но все же вполне успешные люди? Они могли бы стать прекрасными работодателями или даже преподавателями в