Главная Культура 20:39 17 Октября 2013 2594
Тангейзер, он же Онегин, он же Чичиков

Героев оперы Вагнера в Москве омолодили на 700 лет

Сергей БИРЮКОВ - актуальный

В Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко поставили «Тангейзера» Вагнера. Удивительно, но одна из главных романтических опер XIX века не шла в столице более 90 лет.

Вагнера в России всегда любили, но и побаивались «сумрачного германского гения» с его грандиозными партитурами, тяжелыми для музыкального исполнения и сценического воплощения. В этом отношении Москва была более робкой, чем европейский Петербург и отставала от него – в том числе в освоении «Тангейзера», которого Большой театр поставил только в 1881 году, тогда как Мариинский – в 1874-м. Тем более достойна похвалы нынешняя инициатива «станиславцев» -- они взялись за оперу, которой (так сложилось, при всей энергии Валерия Гергиева) нет даже в нынешнем репертуаре Мариинки.

Есть своя логика и в том, что на постановку пригласили известного латвийского режиссера Андрейса Жагарса и французского дирижера Фабриса Боллона. Рига – ближайший к нам город (а тогда – просто часть Российской империи), где «Тангейзер» был поставлен еще в 1853 году – на 21 год раньше Петербурга. А еще раньше, в 1837-1839 годах, дирижером вновь открытого оперного театра Риги работал сам Вагнер. Так что вагнеровские традиции здесь очень прочны. Что же до Боллона, то этого уроженца Парижа особенно чтят в Германии – он руководит оперным театром Фрайбурга, где поставил все «Кольцо нибелунга». Для «Тангейзера» же его французские корни ценны в особой степени: это единственная опера Вагнера, которая не только существует в двух редакциях, но и, в одной из этих версий, написана не на немецком языке, а на французском, поскольку композитор подготовил ее для исполнения в Париже.

Впрочем, нам не показали в чистом виде ни ту, ни другую редакцию, а представили их смесь: картина в гроте Венеры как более чувственная и гедонистическая идет по-французски, все остальное – тяжелые испытания, которым подвергается Тангейзер, пожелавший стряхнуть с себя чары язычницы, -- на «более серьезном» немецком языке. Новшество любопытное и отчасти даже намекающее на судьбу самого Вагнера, пытавшегося покорить французскую столицу, но не имевшего там успеха и дальше уже совершавшего все свои творческие взлеты на родной германской почве. Но со зрительски-слушательской точки зрения двуязычное решение выглядит странно и даже отдает чем-то шизофреническим, вызывая в памяти распространенные байки о субъектах, от удара по голове вдруг заговоривших на другом языке.

Постановочно спектакль очень неровен (сценограф – постоянный соавтор Жагарса Андрис Фрейбергс). Если грот Венеры похож на второразрядный салон парижской куртизанки не первой молодости – это еще можно оправдать тем, что Вагнер, очевидо, в полумифических героях XII века видел своих современников, – то горы Тюрингии, куда Тангейзер выбирается от чаровницы, выглядят просто как пустыня, над которой почему-то повешены зеркальные полосы, где отражения героев ходят вниз головой. Что это значит – не мог объяснить ни один из зрителей, с кем удалось поговорить… Балет нимф и фавнов, не в пример роскошной музыке вакханалии, разочаровывающее жалок, семенящ и дрожащ – таким его увидел балетмейстер Раду Поклитару (хотя у столь «потертой» и «морально устаревшей» Венеры, наверное, и не могло быть другого). Сам Тангейзер похож не то на вердиевского Альфреда, не то на нашего Онегина, а порой и на Чичикова – учитывая его склонность к странствиям и попаданию в переплеты. Венера – помесь Травиаты с Брунгильдой…

Более интересно и, как показалось, органично выстроено второе действие – певческое состязание в родном для Тангейзера Вартбурге, где герой неожиданно для всех вместо ожидаемого в этой обстановке гимна чистоте и невинности вдруг выдает хвалу Венере, от которой только что бежал, чем навлекает на себя гнев собравшегося высоконравственного общества. Здесь, конечно, продолжены игры в ассоциации с оперными героями XIX века: непорочная Елизавета, любящая Тангейзера и ждущая его возвращения от богини-распутницы, напоминает Татьяну, особенно когда является под руку со своим опекуном – ландграфом Германом, который в мундире выглядит сущим Греминым (художник по костюмам – также всегдашняя спутница Жагарса Кристине Пастернака). Озадачивающий временной диссонанс – компания рыцарей, завинченная в древние латы – разгадываешь быстро: они же участники певческого соревнования, т.е.артисты, значит должны выделяться среди прочего населения сцены. Зал старинной библиотеки, уставленной сотнями томов (уж не полное ли собрание сочинений Вагнера?), очень колоритен и представляет эффектный фон для действия, которое выстроено Жагарсом со знанием законов монументальной многофигурной композиции.

И как обидно после этого опять возвращаться в третьем действии в скучную пустыню с зеркалами, где поверженный, совсем уже как фриц под Сталинградом, Тангейзер ждет прощения грехов…

Главная вокально-актерская удача спектакля – партия Елизаветы в исполнении блистательного молодого сопрано Анны Нечаевой из Большого театра. Отлично вжился в немецкую вокальную традицию баритон Алексей Шишляев – благородный рыцарь-певец Вольфрам с его знаменитым романсом из третьего действия. Что до Тангейзера – тенора Андрея Микицкого, то на такую сложную вокально и психологически партию ему пока не хватает сил, хотя и провальной эту работу не назовешь. Ну а Венера Ларисы Андреевой издает звуки так, как и положено героине не первой свежести и не самого большого очарования.

Хор в «Тангейзере» Вагнер подвергает не менее тяжелым испытаниям, чем те, что выпали на долю страдальца-рыцаря: в сложной хроматической музыке певцы на десятки тактов остаются без поддержки оркестра (притом бредя за сценой, т.е.без прямого контакта с дирижером), и не однажды казалось – вот-вот проклятое ущелье фальши утянет в свою темную бездну знаменитый хорал пилигримов (помните главную тему  увертюры? Это он и есть). Но каким-то чудом каждый раз путники удерживался на тропе, то бишь в тоне – респект хормейстеру Станиславу Лыкову.

Главный же комплимент – дирижеру Фабрису Боллону, под чьим управлением и оркестр «Стасика» выдал истинно вагнеровскую многокрасочность, и вся партитура встала перед слушателем в свой гигантский благородный рост.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5556
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5207
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...