- Пока это мое личное желание как водителя и как человека, - скромно заявляет чиновник. - Но я уже получил поддержку у себя в Минтрансе, и с ней я планирую выйти на межведомственный уровень для согласований с остальными министерствами и ведомствами.
Вспоминается анекдот об автоинспекторе, написавшем заявление на материальную помощь и получившем резолюцию начальника: "Выдать ему знак ограничения скорости - и пусть ставит, где хочет!". Но ведь г-н Лаврентьев хочет увешать такими знаками всю страну!
К чему это приведет? Известно, что в Москве скорость транспортного потока в пределах от 8 до 20 километров в час, в среднем - 14. И это лишь потому, что любой водитель, "вынырнув" из очередной пробки, давит на газ в надежде проехать быстрее хоть двести-триста метров. Какой же станет средняя скорость, если даже на свободных улицах запретить разгоняться свыше "полтинника"? В других городах, где машин меньше, но и дороги хуже, ситуация очень быстро сравняется с нынешней московской.
Вот только будет ли соблюдать такой скоростной режим министр транспорта РФ Сергей Франк? Другие члены правительства, депутаты и т.д.? Вопрос не праздный: сегодня в нашей стране - увы! - издается немало нормативных актов, предназначенных почти исключительно "для простого народа", в то время как федеральное, региональное и даже местное руководство живет как бы "в порядке исключения". Правила дорожного движения - из их числа: теоретически существуют для всех, но на практике власть имущие официально и неофициально ввели для себя спецномера, спецсигналы и даже спецулицы, на которые простому смертному заехать категорически запрещено.
Нетрудно догадаться, что предлагаемое ограничение скорости обязательно лишь для "нетитулованных" граждан. И таким образом 90 процентов российских водителей попадут в категорию правонарушителей. Их будут нещадно штрафовать автоинспектора, пополняя не столько казну, сколько личные кошельки. Но самое главное: миллионы россиян перестанут быть законопослушными гражданами, что для любого государства считается опасным симптомом.
Зато, считает Минтранс, в стране снизятся аварийность и количество несчастных случаев на дорогах. Увы, это опасное заблуждение. Конечно, ситуация ужасна: за последние 10 лет в авариях на российских дорогах погибло свыше 300 тысяч человек, а около двух миллионов получили тяжелые травмы - ситуация хуже, чем при локальной войне. В мировой практике есть такой показатель, как "риск погибнуть в ДТП в качестве пешехода". Так вот, он у нас в 3 - 9 раз выше, чем в большинстве развитых стран и составляет почти 10 погибших в ДТП пешеходов на 100 тыс. населения. Причем за пять лет эта цифра увеличилась на 30 процентов. Но только ли автомобиль (и водитель) повинен в этом?
В Европе, например, стараются исключить саму возможность встречи автомобиля и человека за счет совершенствования дорожно-уличной сети и всей дорожной инфраструктуры. Здесь Россия на десятки лет отстает от цивилизованных стран. Даже в крупных городах страны катастрофически мало подземных и наземных пешеходных переходов, "лежачих полицейских", многоуровневых автомобильных "развязок" и т.д. Мы часто и справедливо ругаем лихачей-водителей, но практически не замечаем, что уровень дисциплинированности многих пешеходов находится "ниже тротуара". В регулярно публикуемой статистике ДТП нет даже упоминания о том, сколько аварий совершено по вине пешехода. Наконец, вспомним, по каким разбитым улицам, по каким ухабистым дорогам приходится ездить российскому водителю. Вот здесь бы Минтрансу и карты в руки. Тем более что это его прямая обязанность - организация строительства и качественного ремонта автотрасс. Но - увы...
В предложениях, которые предполагается внести на рассмотрение правительства, есть еще один пункт: обязать водителей ездить в зимний период с включенным светом фар в любое время суток. Мол, такая практика широко применяется в скандинавских странах и дает немалый эффект.
Скорее всего, это действительно так. Но в Скандинавии такими вопросами занимаются исключительно местные власти. А у нас по традиции каждый федеральный чиновник не прочь бы порулить если не в мировом, то хотя бы в общероссийском масштабе. Результаты чаще всего оказываются плачевными.