"Хорошо, что население столицы продолжает жить обычной жизнью, без страха и ужаса, которыми террористы пытались заразить мир своими чудовищными злодеяниями в Америке, - сказал корреспонденту "Труда" секретарь Межведомственной антитеррористической комиссии Москвы генерал-полковник Николай Куликов. - Значит, работа нашей комиссии по обеспечению безопасности не пропала даром".
ПОСЛЕ недавних терактов многие страны наконец поняли, что в одиночку невозможно бороться с терроризмом. Но и в отдельно взятом городе ему можно противостоять тоже лишь всем миром. К такому выводу Москва пришла еще в 1998 году. Именно тогда и была создана Межведомственная антитеррористическая комиссия. Возглавил ее мэр города Юрий Лужков.
Спрашивается: зачем нужен еще какой-то орган, разве нет в стране спецслужбы, для которой борьба с терроризмом - хлеб насущный? "За то, чтобы любой преступный замысел был своевременно раскрыт, конечно же, спросят прежде всего с сотрудников ФСБ, - рассказывает начальник отдела управления по работе с органами обеспечения безопасности Михаил Коломойцев. - Спасатели из ГОЧС (управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям) первыми прибудут на место, когда трагедия, не дай Бог, свершится, и займутся спасением пострадавших. Но ведь почти всегда есть возможность не дать террористам осуществить злодеяние. Во многом это зависит от людей, не имеющих никакого отношения ни к разведке, ни к службе спасения. От глав округов и райуправ, директоров заводов, начальников дэзов, руководителей школ..."
ПРИВЛЕЧЬ их на помощь силовикам, скоординировать усилия всех ведомств, чтобы выявить, предупредить и пресечь любые акции, способные причинить вред столице, - в этом и состоит основная задача комиссии. Она - единственный орган в городе, который может потребовать от любого предприятия выполнить свое решение. Причем независимо от формы собственности. Почему это так важно? Да потому, что Москва буквально напичкана опаснейшими производствами. Только химических и биологических объектов, работающих с особо опасными патогенными микроорганизмами, больше десятка. Страшно представить, что способен натворить диверсант на любом из них! А ведь есть еще объекты атомной энергетики, газовые и нефтяные трубопроводы, электростанции... Большинство из них расположено вблизи жилых районов.
Вот почему комиссия предъявляет жесткие требования к круглосуточной охране, пропускному режиму и паспортизации этих объектов. Рядом с ними и мышь не должна прошмыгнуть незамеченной. Добиваться этого приходится по-разному. Когда недавно выяснилось, что охрана у многих автозаправок достаточно условная, на комиссии объявили: кто хочет продолжать работать, должны нанять нормальные охранные фирмы - с лицензиями, правом пользования оружием. Бензиновым королям, которые не хотят на это тратиться, пригрозили отнять лицензии.
СО СТОРОНЫ работа комиссии выглядит рутинной. Вот, например, на последнем заседании мэру представили результаты проверки школ города. "Школа N 659 ЗАО: организована круглосуточная охрана силами ЧР "Витязь". На момент проверки в 15.30 на месте отсутствовала... Школа N 141 CАО. Охраняется лишь в дневное время силами ЧОП "Легион". На момент проверки в 13.00 охрана на месте отсутствовала... Школа N 308 СВАО. Не опечатаны двери в подвал, на чердак и все запасные двери..." И так далее... И так вот на нескольких страницах обрисована ситуация в столичных школах. Неужели Лужков это читает? Оказывается, да. На отчете - красная карточка с пометкой "срочно" и его резолюцией: "Прошу детально разобраться и принять срочные меры по устранению выявленных замечаний". Это председателю комитета образования Любови Кезиной и префектам округов. Секретарю комиссии Н. Куликову - отдельно: "Прошу организацию антитеррористических мероприятий в городе взять под личный контроль". Отчет по тому, что уже сделано, включен в повестку ближайшего заседания комиссии на 31 октября.
ПОСЛЕ взрывов домов на улице Гурьянова и на Каширке Москва на собственном опыте убедилась, насколько ее жители беззащитны перед террористами. С тех пор город неустанно занимается защитой жилого фонда. Обходится это недешево. Ведь если сразу после трагедий горожане аккуратно закрывали железные двери подъездов, то теперь снова ломают кодовые замки - и входи, кто хочешь... Но комиссия неумолима: от руководителя жилищно-коммунального комплекса Бориса Никольского требуют, чтобы, несмотря ни на что, подъезды были закрыты. И не только они, но и двери чердаков, подвалов, мусоросборников... Инспекцию не удовлетворяют замок и бумажка с печатью на дверях - обязательно должна быть пломба! Центральный округ с этой задачей уже справился. Очередь - за остальными.
Головная боль комиссии - так называемые места массового скопления людей. В Москве их великое множество. Станции метрополитена, вокзалы, концертные залы, театры. Чтобы они не стали объектом теракта, столица после трагедии в переходе на Пушкинской площади ввела немало нового для их защиты. Например, видеокамеры, которые неусыпно наблюдают за происходящим вокруг. Стекла оклеиваются специальной пленкой, благодаря которой не будут разлетаться осколки, ранящие людей при взрывах.
БУКВАЛЬНО на днях в центре Москвы, на Большой Полянке, утренние покупатели магазина "Ванда" оказались участниками учений, на которых городские службы отрабатывали взаимодействие друг с другом в случае беды. Как и положено, директор магазина сообщил в ФСБ о том, что обнаружен подозрительный чемоданчик, ровно через 15 минут прибыл наряд, еще через полчаса - кинолог с собакой... Продавцы вывели покупателей из зала в безопасное место, не забыв при этом прихватить кассу с выручкой. Коммерсанты из близлежащих киосков тем временем бесплатно кормили и поили "пострадавших", ожидавших на улице конца учений. Генералы-силовики остались очень довольны тем, как командовала "операцией" зам. префекта Центрального округа Лариса Коржнева. Хорошо бы, конечно, чтобы такие знания никогда и никому из москвичей не пригодились. Но иметь их в наши дни оказывается совсем не лишним.