Главная Культура 00:19 17 Сентября 2021 8903
«Да уж известно - не нэпман», - сказал Шариков

В Петербургском музее театрального и музыкального искусства открылась выставка искусства времен НЭПа

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Назвать трагедией искусство 20-х годов прошлого века будет натяжкой

Хотите зрелищ с ресторанным разгулом, полуобнаженными дамами за столиками у сцены? Или синематограф, где, развалившись в креслах и пощелкивая семечки, зрители дивятся на экранных кокоток и сплевывают на пол? А как вам приблатненный шансон про бублички и чубчик кучерявый? Тоже ведь искусство...

Успокойтесь, я пока не про сегодняшний день, хотя параллели очевидны. Я про искусство времен НЭПа, про 1920-е. После Гражданской войны страна лежала в руинах, народ голодал. А тут вдруг появились сытые, которым захотелось песен и зрелищ. Откуда что взялось — частные театры, эстрадные антрепризы, легкие (даже слишком) жанры, потребляемые с нескрываемой жадностью и азартом.

О том свидетельствуют воспоминания очевидцев и участников культурных событий столетней давности, документы, фотографии, афиши, вещи, долгие десятилетия хранившиеся в архивах и коллекциях, в том числе частных, а также в фондах Театрального и Русского музеев, Александринского театра. Многое из них представлено нынче на выставке «НЭП: хлеба и зрелищ!» в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства.

Никогда прежде с таким размахом не демонстрировалось у нас все, что связано с «несерьезной культурой» 1920-х. Так бы и канула, наверное, в Лету, если бы не нынешняя вакханалия с бузовыми в классическом МХАТе, с обнажившимся на сцене модным режиссером Богомоловым. С самопровозглашенными «королями» и «императрицами» эстрады, которой нет, а есть шоу-бизнес. С сомнительного качества «популярной музыкой» и бесконечной публичной перетряской грязного белья известных людей.

Идешь по выставочным залам и ловишь себя на мысли, что много из представленного на ней — это не о далеком времени наших дедов и прадедов, а о нас сегодняшних. Разве что здесь и сейчас больше шику — по-нынешнему, понтов.

Что еще роднит две исторические вехи, так это жажда наживы тех, кто навязывает, толкает такое «искусство» в массы. Как говаривал Леонид Осипович Утесов, «наш театр имеет три части. Главная из них — касса. Сначала мы хотели построить только кассу, но нам не разрешили. Пришлось пристроить зрительный зал и сцену». Вот и в первой четверти ХХI века касса тоже вышла на первый план. А 100 лет назад...

— Искусство периода НЭПа считается несерьезным, но это не вполне справедливо, — констатирует Елена Грушвицкая, научный сотрудник музея. — Да, было много дешевых кабаре, непритязательных антреприз, чересчур экспериментальных постановок. Господствовали безголосые певцы, вульгарные танцовщицы. Но были и арт-подвал «Бродячая собака» в Петербурге с Ахматовой, Судейкиным, Георгием Ивановым. И частный Свободный театр под руководством актера и режиссера Александринки Леонида Вивьена, собиравший толпы изголодавшихся по настоящему искусству горожан. Именно там впервые в Петрограде выступал Леонид Утесов. А кроме них Николай Акимов, Рина Зеленая, Сергей Мартинсон, Николай Евреинов, Валентина Ходасевич, Юрий Анненков — ныне гордость отечественной культуры! Вот мы и посчитали необходимым вернуть из небытия их имена, а вместе с ними многие из театрально-музыкальных явлений.

А чтобы возвращение было убедительнее, организаторы выставки подготовили масштабную артпросветпрограмму. Тут и кино с тапером, и песни того времени с комментариями специалистов, и спектакль по актуальному во все времена роману Ильфа и Петрова «12 стульев» (режиссер Никита Славич, исполнитель роли «великого комбинатора» Владимир Антипов).

История, как известно, повторяется. Сначала как трагедия, потом как фарс. Назвать трагедией искусство 20-х годов прошлого века будет натяжкой. Как и сравнивать отдельные его «повороты» с заполонившими современный российский театр и эстраду «открытиями». Уже хотя бы потому, что почти все эти открытия — плоть от плоти найденного и выстраданного в 1920-1930-е годы. Вивьен, Мейерхольд, Вахтангов, Таиров, Михоэлс, их современники и соратники если и работали на публику, на ее далеко не утонченные вкусы, то разве что на заре своей творческой деятельности. И уж точно в своих поисках никого не копировали.

Назвать фарсом российское массовое искусство 2020-х натяжкой точно не будет. Небогатое новое и хорошо забытое старое, эхом отозвавшееся на затянувшиеся перестроечные настроения, смешалось под вывеской ломки стереотипов. Не искусство, а какая-то барахолка с голосистыми, но бездарными продавцами. Дешевый фарс за большие деньги, причем часто бюджетные.

P.S. Работает выставка «НЭП: хлеба и зрелищ!» в Петербургском музее театрального и музыкального искусства до ноября.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5597
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5250
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...